
Живопись бесконечна, и посмотреть все-все ее шедевры просто невозможно. Но мы решили сделать небольшой путеводитель по картинам в Петербурге, который поможет хотя бы немного прикоснуться к великому наследию, доставшемуся нам от знаменитых творцов. Выбираем понравившиеся и идем любоваться ими вживую в музеях города!
Русский музей
Последний день Помпеи, К. П. Брюллов (1833)
В Михайловском дворце можно найти эту грандиозную картину российского художника! Из названия становится ясно, что действие происходят в Помпеи. И, к сожалению, во время печального события — извержения вулкана Везувий. Карл Брюллов изобразил напуганных, паникующих людей, отчаянно пытающихся скрыться от огненного нашествия. Причем можно увидеть как взрослых жителей, так и детей. Выглядит более чем реалистично!
Интересный факт: идея создания этого художества пришла к автору после посещения раскопок Помпеи. Древний город, погребенный под слоем лавы, настолько сильно впечатлил Брюллова, что родилась эта грандиозная картина!
Где
Михайловский дворец, зал 14
Будет интересно всем! Нашли 10 интерактивных музеев в Санкт-Петербурге, где понравится и детям, и взрослым.
Девятый вал, И. К. Айвазовский (1850)
В Русском музее можно полюбоваться работами известного мариниста Айвазовского. Например, на этой знаменитой картине он изобразил море после сильного шторма и людей, которым удалось спастись. Еще мгновение — и волна словно накроет их с головой — такое ощущение создается во время просмотра!
Но все-таки высоко-высоко светит яркое солнце. Может, спасение все-таки есть?
Где
Михайловский дворец, зал 14
Бурлаки на Волге, И. Е. Репин (1870–1873)
Продолжаем погружаться в творческий мир, рассматривая картины известных художников! Правда, эта работа оставляет тягостные ощущения. Мы будто вместе с героями картины тащим тяжелый груз. Говорят, автор вовсе не хотел произвести на нас такое впечатление или вызвать сочувствие. Наоборот, он сосредоточился над созданием характера каждого изображенного героя.
Так, один из мужчин безразлично выполняет свою работу, парень моложе делает это отстраненно, разглядывая все по сторонам, а кто-то явно озлоблен на весь белый свет. Все такие разные!
Где
Михайловский дворец, зал 33
Витязь на распутье, В. М. Васнецов (1882)
Можно встретить даже «задумчивые» картины в Русском музее! Виктор Васнецов написал такое произведение, интерпретируя былину «Три поездки Ильи Муромца». На ней он изобразил богатыря в момент раздумья перед камнем с надписью: «Как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». И как тут быть?
Свою первую работу на эту тему Васнецов представил на выставке в 1877 году, однако остался ей недоволен. И только спустя пять лет он выпустил в свет уже законченную работу, которая сейчас признана одним из шедевров в мире художеств.
Где
Михайловский дворец, зал 28
Переход Суворова через Альпы, В. И. Суриков (1899)
На этой серьезной картине автор представил швейцарский поход Суворова. Изобразил он один их самых беспрецедентных случаев на то время, ведь до Суворова еще никто и никогда не совершал походы в зимнее время. А еще интереснее посмотреть, какое мгновение взял художник для своей работы: то самое, где армия спускается с гор. Довольно необычно!
Но смысл определенно есть, ведь это самый сложный и драматичный момент военной операции. Такое точно нужно было запечатлеть в истории!
Где
Михайловский дворец, зал 36
Поздняя осень, И. И. Левитан (1898)
Ну куда же без атмосферных пейзажей в галерее! Осень находила место в работах многих известных людей. А Левитану удалось показать осень и угрюмой, и привлекательной одновременно. При этом он не пытался приукрасить ее, а представил такой, какая она есть во многих городах нашей страны. На небе образовались тучи, кажется, на улице идет дождь, а поля вокруг давным-давно убраны. Вот она, осень!
Где
Михайловский дворец, зал 40
У дверей мечети, В. В. Верещагин (1842)
Путешествие Верещагина по странам Средней Азии — вот главный источник вдохновения для написания этой работы! Действие происходит у входа в мечеть в Туркестане. Сейчас этот город находится на территории Казахстана.
Примостились у входа в святыню нищие, предположительно, монахи-дервиши. Для них, увы, эти роскошные двери навсегда закрыты. Примечательно, что мы можем разглядеть каждую деталь орнамента — даже самую-самую мелкую. Вот это талант!
Где
Михайловский дворец, зал 25
Лунная ночь на Днепре, Архип Куинджи (1880)
Игра со светом — фишка этого художника! Эта картина буквально озаряет зрителей так же, как озарила деревушку лунным светом. Мастер филигранно поэкспериментировал со светом и показал нам великий Днепр необычным способом, придав ему магическую изюминку!
Вовсе неудивительно, что еще в незавершенном виде это полотно купил один из великих князей Романовых. И кстати, однажды специально для этой картины устроили выставку, где была представлена она одна. Вот это да!
Где
Михайловский дворец, зал 35
Запорожцы, Илья Репин (1880–1891)
Не просто так на этой известной картине можно увидеть улыбающиеся лица. Даже правильнее сказать, выражения с заливающимся смехом и ехидными улыбками! А все потому, что автор изобразил шумное застолье веселых казаков. И радостно им от того, что они пишут язвительный ответ турецкому султану, который призвал их сдаваться. «Не тут-то было!» — так и читается на картине!
Где
Михайловский дворец, зал 34
Заморские гости, Николай Рерих (1902)
Огромный деревянный корабль, развевающиеся флаги и гордые люди, ищущие верный путь — вот такая картина в музее Санкт-Петербурга привлекает внимание гостей. А персонажи эти — настоящие варяги. Они плывут из Ильмень-озера в Волхов и явно о чем-то переживают: мы видим, что они оборачиваются по сторонам, а в их взгляде читается недоумение. Взволнованы варяги тем, как примет их неведомая страна и ее жители. Действительно, очень нервный визит!
И, разумеется, картина привлекает внимание яркими цветами. Взять только это большое цветное судно — красотища!
Где
Михайловский дворец, зал 41
Любите музеи и выставки? Собрали 25 лучших мест, куда можно сходить по Пушкинской карте в Санкт-Петербурге!
Черный круг, Казимир Малевич (1923)
Если вы мечтали увидеть эту популярную картину вживую, то добро пожаловать в Русский музей! Это картина от Казимира Малевича, основателя движения суперматизма — изображений с геометрическими абстракциями. Из названия понятно, какая фигура изображена на этой знаменитой картине. Действительно, это идеальный черный круг. Наверняка вам известно, что существует целая серия таких работ, в которую входит еще квадрат и крест. Так вот, в своем манифесте Малевич заявил, что работы были задуманы как «отчаянная борьба за освобождение искусства от балласта объективного мира», сосредоточившись только на чистой форме. Вот это нестандартное мышление!
Где
Михайловский дворец
Небесный бой, Н. К. Рерих (1912)
Рерих часто фантазировал о несуществующих странах и мирах. Так и эта картина — хоть и написана с натуры, изображает собирательный образ планеты Земля. На картине в бескрайнем просторе неба клубят объемные плотные облака. Кому-то кажется, что полотно наполнено тревогой, а кому-то — что затихает буря. Максим Горький, кстати, даже назвал «художника «великим интуитивистом», потому что он якобы предсказал картиной наступление Первой мировой войны.
Произведение очень контрастное, но в то же время наполненное разнообразными цветами. Облака конфликтуют друг с другом и одновременно сливаются воедино. Очень красиво!
Где
Флигель Росси, зал № 41
Эрмитаж
Камея Гонзага (портреты Птолемея II и Арсинои II), Египет, Александрия, III в. до н. э.
Один портрет — хорошо, а два — лучше! Действительно, можно посмотреть картины в Санкт-Петербурге, которые произведут впечатление на каждого. Например, это произведение по-настоящему уникально, поскольку на нем изображено сразу два портрета. Чем-то напоминает 3D-искусство! Предположительно, на картине изображены супруги, которые одновременно — брат и сестра — Птолемея II Филадельфа (на переднем плане) и Арсинои II (на заднем плане). А вот кто автор, так и не выяснили!
Эту роскошь подарила Александру I сама жена Наполеона Бонапарта Жозефина в качестве благодарности за то, что русский правитель посетил ее дворец под Парижем и пообещал ей безопасность, в то время как союзные войска входили в город. Вот это да!
Где
Новый Эрмитаж, 1-й этаж, зал 120
Дама в голубом, Томас Гейнсборо (1770–1780)
Вы удивитесь, но это единственная картина автора, которая находится в России. От этого интерес к ее просмотру только увеличивается! До сих пор остается загадкой, кто эта очаровательная женщина на картине. Но по самой популярной версии, это княжна Тараканова, самозванка, которая в свое время предъявляла претензии на российский престол как дочь императрицы Елизаветы Петровны. Хм, все возможно!
Где
Зимний дворец, зал 298
Бульвар Монмартр в Париже, Камиль Писсаро (1897)
Движение — это жизнь, вот в чем смысл картины этого автора. Тем более это, вероятно, именно яркая жизнь, поскольку автор не использует серых, мрачных оттенков. Как и характерно для импрессионистского стиля, картина выполнена в легкой и изящной манере. Удивительный факт — картину Писсарро переписывал целых 13 раз. При этом в разную погоду, разное время суток и даже годы. Результат того стоил!
Где
здание Главного штаба, зал 405
Возвращение блудного сына, Рембрандт (1668)
Простить или не простить, вот в чем вопрос? В этом сюжете мы видим, как отец прощает раскаявшегося сына после растраты им наследства. Здесь читается сюжет трогательной библейской притчи из Евангелия от Луки. При этом лица сына мы не видим — кто же этот провинившийся человек?
Важно лишь одно: отец нежно касается плеча сына, показывая, что прощает его. А вот о том, что творится у него на душе, мы можем лишь догадываться.
Где
Новый Эрмитаж, зал 254
Святой Лука, рисующий Мадонну, Рогир ван дер Вейден (XV в.)
А эта картина была доставлена в музей самым необычным образом! Ее разделили на две части. Правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери русского императора Павла I. А левая — с изображением Мадонны и младенца — была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера. И только при соединении двух частей стало ясно, что это и есть единая картина!
Где
здание Главного штаба, зал 443
Завтрак, Диего Веласкес (1617)
Эта картина в Эрмитаже когда-то была в личной коллекции Екатерины II, что уже говорит о ее статусе! Испанский художник Диего Веласкес изобразил на ней молодых людей и взрослого мужчину за столом. «Завтрак» относится к тем картинам автора, которые описывают бытовые сцены, то есть к первым его работам.
Однако Веласкес тот еще шутливый озорник. На этой картине сначала виднеется будто 4 человека, особенно если не приглядываться. Но нет, их всего лишь трое! На заднем фоне вовсе не официант, а шляпы с белым воротником.
Где
Новый Эрмитаж, зал 239
Прачка, Жан-Батист Симеон Шарден (1730-е)
Не покидая тематику бытовых сцен, можно рассмотреть эту картину в Санкт-Петербурге. Обычный спокойный, но при этом трудовой день. По крайне мере, для главной героини, которая стирает вещи руками. Однако она ни капли, кажется, этим не расстроена. Наоборот, создает гармонию и атмосферу приятной рутинной работы.
Тем временем мальчик, вероятно, ее сын, радуется беззаботной жизни, увлекшись игрой с мыльными пузырями. Глядя на картину, будто переносишься в атмосферу того времени и оказываешься рядом с персонажами. Как хорошо!
Где
здание Главного штаба, зал 443
Две сестры (встреча), Пабло Пикассо (1902)
Судя по этой картине, в музее Санкт-Петербурга можно найти даже такие пикантные сюжеты. Например, это произведение намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если присмотреться к фигурам, можно увидеть младенца в руках одной из сестер. Так вот, здесь беспутная мать отдает на попечение монастырю свое нежданное дитя. Отсюда мы замечаем отсутствующий, отстраненный взгляд — другого выхода у нее нет…
Где
здание Главного штаба, зал 443
Танец, Анри Матис (1910)
С первого взгляда на эту популярную картину она сбивает с толку — что же автор хочет сказать? На самом деле художник просто хотел зафиксировать момент, процесс танца. На картине 5 обнаженных женщин пляшут в хороводе, взявшись за руки. И отличительная фишка — непрорисованные лица, не совсем пропорциональные тела. Матис видит это так: танцующие женщины выглядят таким образом, когда кружатся в танце. Интересно!
И цвета, кстати, выбраны неслучайно. Красный в сочетании с синим, зеленым — это объединение человека, неба и земли.
Где
здание Главного штаба, зал 440
Композиция VI, Василий Кандинский (1913)
Жанровое разнообразие картин в Эрмитаже не перестает удивлять! Вот, например, пример абстракционизма, написанный главным мастером в этой стезе Василием Кандинским. Через форму и цвет автору удалось передать задумку — драматизм момента, ситуации. А главной идеей стало обновление мира через разрушение. Сильно, не так ли?
Вряд ли кто-то может с первой же секунды понять, в чем суть творчества Кандинского. Однако спорить с тем, что его картины мегапривлекательные, не имеет смысла!
Где
здание Главного штаба, зал 443
Как приятно! Нашли 20 бесплатных музеев Санкт-Петербурга для детей и взрослых.
Юноша с лютней, Каварджо (1595–1596)
Такой юный, а уже настоящий музыкант! На картине Каварджо изобразил юношу с выразительными чертами лица. Он держит в руках необычный музыкальный инструмент — лютню. И наверняка умеет на ней отлично играть, поскольку пальцы расположены четко на струнах. Ощущение, будто еще мгновение — и зазвучит волшебная мелодия!
Где
Новый Эрмитаж, зал 232
Эрарта
Икар, Елена Фигурина (2001)
Мы на шаг ближе к современности! Вот то самое место, где посмотреть картины в Питере и познакомиться с современным искусством. Вот, например, воздушная и одновременно яркая картина Елены Фигуриной. В ней автор хотела изобразить тему стремления человека к полету. Ведь все мы мечтали научиться летать!
А на самом холсте мы видим безликого ребенка, который, кажется, осуществил свою мечту. Однако цветовые оттенки, напоминающие раскаленное солнце в лучезарной синеве, говорят о трагическом конце этой истории.
Где
2-й этаж музея «Эрарта»
Призывники, Петр Горбань (1985)
Необычные картины в музеях Санкт-Петербурга — наше все! Петр Горбань действительно отличался своим дерзким и одновременно философским стилем. И все-таки его герои не совсем те, кем кажутся. Они больше напоминают работников завода: портфели и чемоданы в руках, явно более старший возраст. А что, вполне логично, ведь сражения — это всегда еще и про производство.
Где
музей «Эрарта»
Коряга, Александр Федоров (2007)
Ничего не сказать, это и правда коряга! Но как же профессионально автор играет с формами. Художник словно подчеркивает каждый предмет, делая его выразительным и четким. На картине представлен необычный, можно сказать, извивающийся пейзаж. И, честно говоря, сперва трудно поверить, что это не компьютерный дизайн, а ловкость рук талантливого мастера!
Где
2-й этаж музея «Эрарта»
Алфавит поэта, Юрий Жарких (1995–2002)
Эта картина посвящена ленинградским поэтам 1960–1970-х годов. Вот так вот! Название говорящее, ведь каждая работа серии включает в себя одну из букв латинского алфавита от A до V. Это, например, «Адам», «Голгофа», «Интуиция», «Кредо», «Мертвым возрождение», «Дети рока» и другие произведения.
И мы видим неподдельный интерес автора к каждой букве. Как здорово у него получилось сделать их уникальными!
Где
1-й этаж музея «Эрарта»
Это надо увидеть своими глазами! Делимся 30 интересными музеями Питера!
Благовещение, Зарен Аршакуни (2001)
Нет, и точка — как будто читаются слова через уста героини! Автор поднял тему нежелания принимать благую весть. Главная героиня жестом отказывается от цветов, что принес ей ангел. Интересно, что ее не устраивает?
Где
2-й этаж музея «Эрарта»
Бульвар, Евгений Саврасов (1972)
Интересный все-таки бульвар у Евгения Саврасова! А если быть точнее, внимание зрителей привлечет то, как он изобразил деревья. Обрезанные, большие, с толстыми стволами — он их видит таким образом. А вокруг все как всегда: гуляют люди, сидят на лавочке и мило беседуют. В остальном жизнь прекрасна. Но вот что не так с деревьями?
Где
3-й этаж музея «Эрарта»
Гроссмейстер, Владимир Овчинников (2009)
Здесь автор заметно поиграл с расположением героев. Так, разглядывая картину, мы будто одновременно смотрим и на свое отражение. Главными героями работы Владимира Овчинникова стали двое мужчин, играющих в шахматы перед зеркалом с отражением другого человека. Вот такой ироническо-абсурдический мир показал нам мастер!
Где
1-й этаж музея «Эрарта»