Кастомизация одежды: что это такое и почему это мировой тренд 2023

Купить и переделать по-своему!
16 апреля 2023, 15:00
0
oblozhka.jpg

Кастомизация одежды — модный тренд №1 уже пятый год, на что обратил внимание авторитетный ресурс Business of Fashion. Мы все хотим выделяться, носить вещи с историей, отражающие именно наш характер. Так что предлагаю разобраться, что же это за явление такое.

Алена Архипова

Алена Архипова

Гардеробный психолог и дизайнер одежды

Для меня гардероб — это не просто одежда, а образ мышления, поведения и самовыражения в современном обществе.

Что такое кастомизация одежды?

В переводе с английского, customize — «настраивать, персонализировать, подгонять», то есть изменять что-то под себя, под свои индивидуальные особенности и предпочтения. 

Custom made clothing — одежда, созданная по индивидуальным меркам. В переводе на нашу ментальность — это вещь, сшитая под конкретного человека. 

При этом в русскоязычном пространстве термин custom clothing смешивается с понятием DIY (do it yourself), что означает «переделка старых вещей в новые путем добавления персонализированных элементов или деконструирования». Например, когда покупаем вещи, бывшие в употреблении — second hand или vintage — и меняем их крой, внешний вид. Некоторые дизайнеры как раз специализируются на этом, например Roma Uvarov Design создает целые коллекции из вещей с блошиных рынков и комиссионок. 

Проще говоря, мы воспринимаем термин «кастомизация» как придание индивидуальности вещам через переделку, добавление персональных элементов или их брендирование. 

Ателье с индивидуальным пошивом, роспись курток красками, вышивка на одежде, создание украшений по индивидуальным меркам, обуви — все это можно назвать кастомным производством.

Почему кастомизация стала модной в 2023?

Кастомизация одежды имеет долгую историю. Первые принты на шелке обнаружены в Древнем Китае во II веке до н.э., задолго до появления печати на бумаге. Такие вещи были доступны только избранным. Затем техника штучной печати распространилась в другие части Азии, Африку и позже в Европу. 

С развитием промышленности уже в середине XIX столетия компании стали брендировать свои продукты. Логотипы наносили прямо на ткань или упаковку. Среди дизайнеров одежды, или правильнее сказать кутюрье, первым стал брендировать свои роскошные платья Чарльз Ворт, нашив на одежду то, что мы сейчас понимаем под биркой. 

Массовый тренд на индивидуализацию одежды пришел из США. Сначала это были футболки для продвижения отдельных бизнесов штата Флориды, а позже движение хиппи в 1970-х подхватило идею персонализировать свои образы. Именно они стали украшать джинсовки патчами, бусинами и различными вышивками, транслируя свой фирменный знак — «peace» (мир). Молодые люди расписывали и кастомизировали одежду, выражали себя и свою принадлежность к субкультуре.

В последние десятилетия кастомизация вышла далеко за рамки отдельных сообществ. Все больше потребителей — от миллениалов до более взрослого поколения — любят менять вещи под себя. 

Есть еще один фактор, способствующий движению вперед — тенденция на осознанное и экологичное потребление. Хочется простого и понятного гардероба, который работает не один сезон. И даже базовые вещи современный потребитель выбирает тщательно: не только по качеству ткани и пошива, но и по эмоциональному потенциалу.

Людям нравится носить одежду уникальную, созданную под них. Сопричастность к созданию кастомных вещей также повышает эмоциональную ценность. 

Как и где покупают кастомизированные вещи?

Модные бренды создают специальные сервисы-ателье или добавляют на сайтах функцию кастомизации. Согласно опросу Infosys, 86% покупателей говорят, что такая возможность оказывает влияние на их решение о покупке.

Плюсы очевидны! Вы можете:

— Принять участие в дизайне

Некоторые мировые бренды, например Ralph Lauren, Louis Vuitton и Dior, предлагают кастомизацию своих товаров. Создать свой дизайн обуви можно в сервисе Nike ID. На сайте сервиса Burberry Bespoke можно зависнуть на несколько часов, выбирая размер, стиль, ткань и цвет тренча. У Santoni и Prada можно создать свой дизайн лоферов и лодочек, а у Gucci — украсить нашивками сумки.

— Заказать стиль под себя

Есть стайлинговые сервисы, например американский Stitch Fix или российский TheCapsula.ru, где стилисты выбирают 5–7 вещей по вашим параметрам. Достаточно заполнить анкету и затем примерить готовые образы, когда придет посылка.

Российские компании также развиваются в этом направлении. Создать обувь по своему дизайну можно в Afour Custom, а используя сервис «Рубашка на заказ», вы точно купите вещь с идеальной посадкой.

Alena Arkhipova предлагает индивидуальный подбор гардероба под конкретного человека: проект CAPSULA, а также кастомный пошив ready-to-wear моделей одежды ее бренда. Вы можете выбрать ткань, цвет, элементы в одежде под себя, создать рубашку с персональным принтом или цитатой, отражающей ваши ценности. 

Какое будущее у кастомизации?

Под понятие кастомизации одежды попадает и создание «умной» или «интеллектуальной» одежды (E-apparel). В такие вещи могут быть встроены электронные устройства: плееры, системы GPS, позволяющие отслеживать перемещение человека и другие. Одежда также может быть выполнена из метаматериалов с особыми свойствами: спасающая от жары или подзаряжающая смартфон например.

Кастомизации одежды способствуют и IT-продукты для более легкого, интересного шопинга. Виртуальные примерочные: загружаете свою фотографию и примеряете образ. Вам удобно, и у магазина возвраты одежды сокращаются до 40%! И таких примеров много, в том числе и российских.  

Новые технологии в кастомизации — это 3D-печать. Она позволяет дизайнерам создавать индивидуальные по формам и размерам объекты, начиная с украшений и заканчивая обувью и сумками. Такая digital-одежда может быть создана как прототип реальной или остаться в виртуальном пространстве — для соцсетей, Snapchat или NFT-арта.

Читайте также:

Апсайклинг: что это за тренд 

Что такое кидкор: стиль для суперпозитивных людей

Что такое эстетика странной девчонки и как повторить трендовый стиль

Алена Архипова
  • Сейчас читают