Интересными деталями о знаменитой башне поделилась Галина Айдарова, профессор, заведующая кафедрой теории и практики архитектуры КГАСУ. Мы задали ей шесть вопросов, которые часто возникают у туристов.
Почему падающая башня до сих пор не упала?
Создатели уникальной башни, памятника, охраняемого ЮНЕСКО, — мастера высокого класса. Построить такое гармоничное и надежной сооружение огромной по тем временам высоты — 58 метров, которое стоит не десятилетия — века!
Они не устраивали насыпной грунт, а использовали естественный холм. Фундамент возведен глубокий – его глубина от двух до четырех метров с использованием свайных деревянных конструкций. Все это «держит» башню и сейчас, когда отклонение сооружения от вертикали составляет уже 1,98 м.
Наземную же кирпичную кладку спасает от разрушения металлический крепеж в стенах, а также очень качественный кирпич сильного обжига.
То, что она накренилась, связано с ослаблением дубовых свай. Вероятно, сыграли свою роль и раскопки кладоискателей. Кроме того, башня Сююмбике в Казани была построена не как отдельно стоящее здание (пример – Пизанская башня): с южной стороны к башне Сююмбике примыкало другое здание, которое показано на планах Казани XVIII века. Так вот, с разрушением этого строения исчезла точка опоры одной из стен башни, что могло способствовать ее разрушению. Спасло здание от разрушения то, что оно наклонялось медленно. А позже основание укрепили.
Что касается вопроса, не упадет ли башня — Пизанская башня стоит уже 800 лет, а наша гораздо моложе. Да и изначально башня Сююмбике построена из очень качественных материалов. И, наконец, современные технологии таковы, что они могут сделать башню практически вечной.
Башня на гравюре Эдуарда Турнерелли, середина 19 века. Wikimedia Commons
Разве не с оборонительной целью ее построили?
Нет, ведь бойницы отсутствуют, а сама башня расположена внутри Казанского Кремля, а не по периметру стен. Кроме того, обходные террасы на ярусах нашей башни слишком узки, чтобы с них вести оборону, никакие орудия там не поместятся. Ширина их на втором и третьем ярусах не позволяет натянуть тетиву лука или установить ружье. А вот как наблюдательный пункт и сигнальная башня использоваться она могла: информацию передавали на расстояние с помощью сигнальных флагов и огня, о чем есть сведения в источниках 16 века.
Странно, но ученые не могут даже решить – строили башню Сююмбике в русский или татарский (мусульманский) период. Почему?
Исследователям не на что опереться: нет письменных свидетельств о строительстве башни, не сохранилось чертежей и даже упоминаний о них.
Дело в том, что архивы Казанского ханства частично погибли в 1552 году при взятии города Иваном Грозным. Свою роль сыграли и дальнейшие пожары: в 16-17 веках «казанские дела» хранились в Москве в здании приказа Казанского дворца, которое сгорело в 1701 году, там же могла находиться библиотека рукописей Казанского ханства. Остатки архива тогда же были отправлены в Казань, но после образования Казанской губернии в 1708 году они вновь пострадали от пожаров.
Археологические раскопки под башней Сююмбике, на мой взгляд, не дают возможности сделать однозначный вывод — не были проведены достаточные исследования слоев с использованием точных методов.
Почему многие исследователи считают, что это минарет мечети?
Во-первых, нахождение минарета на территории комплекса ханского дворца вполне объяснимо. Во-вторых, на башне есть обходные террасы, и точно такие же можно увидеть и на Малом минарете в Булгаре и на аналогах — более ранних минаретах Каира, арабских стран. В минаретах движение по лестнице обычно было организовано против часовой стрелки, и одна из двух лестниц нашей башни расположена именно так.
Если обратиться к свидетельствам, то в «Списке с писцовых книг по г. Казани с уездом (1565-1568 гг.)» говорится о нескольких сохранившихся объектах ханского времени, в том числе «Муралеева мизгить» (мечеть). Очевидец взятия Казани князь Андрей Курбский писал о «великой башне», стоявшей на горе. Так как его полк находился при взятии Казани с северной стороны Кремля, на берегу Казанки, то ему хорошо должна была быть видна башня Сююмбике, стоявшая на горе «пред враты» — на вратах. Муралеева же башня (Тайницкая) располагалась под горой, и речь была не о ней.
Важным аргументом татарского происхождения башни Сююмбике является отсутствие надвратной ниши для иконы. Такие ниши устанавливали с середины 16 века на всех проездных башнях, построенных русскими зодчими.
И, наконец, в татарских преданиях башню Сююмбике называют минаретом священной Ханской мечети. Шигабутдин Марджани в своих работах относил башню Сююмбике к периоду Казанского ханства. До революции ее изображали на старинных шамаилях. То есть версия о том, что башня — минарет мечети, построенной в период Казанского ханства (1438 — 1552 гг.), подтверждается и исторической памятью татарского народа.
Башню Сююмбике часто изображали на шамаилях. Фото из архива Г. Айдаровой
На чем основываются сторонники версии, что башня построена позже, в «русский» период?
То, что башня возведена после взятия Казани Иваном Грозным во второй половине XVII — первой трети XVIII века – эта точка зрения стала преобладать в советское время. Тогда тема исследований культуры Казанского ханства, была, скажем так, нежелательной.
Сторонники такой версии высказывают предположение, что башню построили с целью размещения в ханском дворце обер-комендантского дома. Но противники этого варианта говорят: ханский дворцовый комплекс долго был заброшен, для губернатора же выстроили новый комплекс зданий в южной части Кремля, ближе к Спасской башне. В начале XIX века башня Сююмбике находилась в аварийном состоянии, а значит, она не была нужна городским властям.
Кроме того, сам статус должности обер-коменданта не предполагал строительства специального дворца (который полагался только губернатору), да еще со въездом в такой высокой и дорогой башне.
Есть и более понятный аргумент — сохранилось изображение башни Сююмбике от 1703 г., а дом обер-коменданта был построен только после 1708 г.
Кроме того, строительство такого дорогого объекта отразилось бы в деятельности и отчетах губернатора, известно было бы и имя архитектора, спроектировавшего такой шедевр.
Раскроют ли когда-нибудь тайну происхождения башни?
При желании это возможно.Например, с помощью физико-химического анализа кирпича и раствора. Они позволят установить и время производства материала, и даже место, откуда взята глина для кирпича; по дереву и металлу— аналогично. Достаточно провести радиоуглеродный анализ, который покажет дату строительства в том или ином диапазоне лет, а не веков.
Потенциал кроется и в работе с новыми архивными источниками. Необходимо изучать архивы Стамбула, Каира, Кракова, литовских городов, которые имели прочные связи с Казанским ханством.
Не только башня Сююмбике может содержать в себе сюрпризы, обогащающие историю и культуру Татарстана. Благодаря исследованиям старейших зданий Казани наверняка открылись бы строительные слои периода Казанского ханства. Их надо выявлять в других объектах Казанского кремля, а также в таких старинных зданиях Казани как дом Михляева, Гостинодворская церковь, дом Харитонова, Воскресенский монастырь и др.
Словом, необходима специальная программа по изучению архитектурных памятников ханской Казани и русско-татарского средневековья. Нужно исследовать подлинную историю Казани, увеличивая ее культурную значимость в мире.
Больше интересного в Казани:
-
Аня МаксиДа не упадёт ))14.02.2019 / 20:14
-
Олег М.Еду на работу и всегда смотрю на башню издалека, это очень необычная штука, всех гостей привожу в Кремль и показываю Сююмбике. Да, не упадёт15.02.2019 / 14:14
-
ПавелНет никаких версий. Вопрос этот давно уже решен. Есть обмерные архивные планы Кремля и там нет этой башни. Вообще спор продолжается только в головах националистов. Среди профессионалов нет никакого спора18.10.2019 / 15:28