Зачем нам говорить красиво? Почему бороться со страхом публичных выступлений нужно не только публичным людям? Можно ли прокачать ораторские навыки в домашних условиях? На эти и другие вопросы отвечает звездный тренер по речи, диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР и спикер Speaker Agency Наталья Козелкова.
Кому и для чего нужно заниматься речью? Когда начинать?
— С ребенком нужно заниматься речью, как только он заговорил, потому что развитие речи очень влияет на развитие всех мыслительных процессов. Все, что творится у нас в голове, отражает наша речь. Неслучайно Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Взрослым заниматься речью еще важнее. Жизнь в социуме предполагает очень грамотный, качественно сшитый и хорошо сидящий «речевой костюм», соответствующий тому месседжу, который вы хотите нести во внешний мир. В новом потоке Synergy Speakers Academy это будет одной из главных тем.
Если мы выходим в мир «голышом», все наше внимание тратится на удержание обеими ладошками фигового листочка на причинном месте. Когда мы выходим в качественном «речевом костюме», аудитория нас воспринимает совершенно по-другому. Взрослым уже пора понимать, что спортивный костюм неуместен для свадьбы, а вечернее платье странно смотрится в бане.
Что делать, если нечего сказать о себе? Как научиться «проявляться», говорить о себе и своих достижениях?
— У меня есть своя методика по «сворачиванию шеи» синдрому самозванца: распечатайте 2-3 резюме конкурентов, внимательно изучите, положите перед собой 3 чистых листочка и возьмите ручку (именно ручку, а не телефон, потому что во время письма шариковой ручкой у нас работают необходимые центры мозга).
На первом листе составьте список «Чем я не хуже», на втором — «Чем я лучше», на третьем — «Достижения, которыми я могу на данный момент гордиться».
Предупреждаю сразу: за один день вы его не заполните. Возможно то, что вы считаете само собой разумеющимся, в действительности — ваше крутое достижение и преимущество.
Как побороть волнение перед публичным выступлением?
— Страх публичного выступления стоит на втором месте после страха смерти, потому что древний рептильный мозг реагирует на возможность публичного выступления как на вероятность облажаться перед стаей, что равно тому, что стая нас сожрет или мы не размножимся.
Мозг дает нам 3 варианта: бей, беги или замри, но чаще выбирает самую энергосберегающую, последнюю, реакцию. Отсюда и появляются ужасные зажимы перед микрофоном, камерой, кабинетом, наполненном людьми, маленьким или большим зрительным залом.
Единственная возможность эффектно и эффективно «влететь» в публичное выступление и блистательно его провести — «включить» искусственную смелость на первые несколько секунд. В скором времени она станет вашей собственной.
Используем «яростную радость» или, как я это еще называю, «рванули чеку из гранаты» — и счастливо «набросились» на аудиторию.
Как технически это сделать: начните чуть громче и после приветствия сделайте двухсекундную паузу. Дождитесь от слушателя отклика/кивка, доберите воздуха и продолжайте. Пусть это будет чуть громче и чуть увереннее, чем это сделали бы вы в обычной жизни. Через несколько секунд вы «выжигаете» свое волнение активным действием, при этом важно, чтобы руки, ноги, все ваше тело было в тонусе и направлено к слушателям, чтобы руки, как крылья, дополняли информацию.
Выжигая действием гормон стресса адреналин, мы запускаем выброс следующего гормона — норадреналина, гормона победителя, который выбрасывается только в том случае, если вы атаковали свой страх.
Чуть громче, чуть увереннее — и успех вам гарантирован.
Как голос влияет на восприятие человека?
— Я приведу только несколько примеров, самых явных:
- Резкий голос и тембр, авторитарное звучание возникает в том случае, если у человека оттянуты губы вниз. Этот авторитаризм человек получил, скорее всего, в детстве — от таких же назидательных родителей. Подобное звучание вызывает жуткое раздражение, отторжение и желание поспорить: мозг любого слушателя, даже если он не планировал отрицать позицию говорящего, сразу же настраивается на отрицание.
- Тихий голос свидетельствует о том, что человек не готов к диалогу. Он в монологе и не видит окружающий мир и его потребности, говорит только то, что хочет сказать, а не то, что окружающие могут услышать.
-
Торопливость свидетельствует о том, что человек либо испуган и летит, как заяц, чтобы как можно скорее сбежать из этой коммуникации, либо у него огромная скорость обработки информации и он слабо озабочен, успевают ли окружающие следовать за его мыслью.
Быстрое мышление — качество, безусловно, похвальное, но, если мы хотим, чтобы нас услышали, следовали за нами, над скоростью речи необходимо работать. Слушатель может интерпретировать торопливость как наплевательское отношение или неуверенность. - Высокое звучание — на верхах и близкое к взвизгиванию — считывается как чудовищный испуг. На заре эволюции, когда на нас выпрыгивали звери из кустов, мы визжали. Именно поэтому люди скандалят на повышенных тонах — им необходимо оттолкнуть друг друга высокими визжащими голосами. Получается, все, что творится у нас в голове, мы тут же сливаем в окружающий мир. А оно ему надо?
Нужно ли руководителю работать над речью? Влияет ли это на развитие бизнеса?
— Отвечу на этот вопрос историей из жизни. Не так давно я занимаюсь с одним известным бизнесменом — молодой парень за год создал из маленькой, заброшенной фабрики огромный холдинг. Речь его очень торопливая, голос высокий, режущий слух, наносной цинизм — все сразу транслировало в мир проблемы.
Пообщавшись, я задаю вопрос: «Чье одобрение заслуживаем: папы или мамы?» В качестве реакции получаю слезы.
К третьему занятию мы выстроили дистанцию доверия, убрали испуганные и взвизгивающие нотки, притормозили галопирующий, ожидающий одобрения темп, создали речь уверенного в себе человека, никуда не торопящегося, у которого все в порядке в жизни и бизнесе.
К следующему занятию молодой предприниматель пришел ко мне с фразой: «Ко мне совершенно по-другому стали относиться в бизнесе. Меня начали больше уважать, ко мне прислушиваются и, наверное, самое главное — папа начал хвалить».
Подобное я не раз видела у ребят-руководителей, с которыми мы уже не первый год занимаемся в Спикерской академии Синергии. У них даже внешность меняется в процессе проработки миссии!
Как-то я спрашиваю одну из учениц, маркетолога очень крупного завода: «Вы глобально про что?» На что девушка отвечает: «Я про упаковку нашей продукции». Пришлось копать в суть и ждать действительного понимания себя. И как только это произошло, плечи распрямились и глаза засияли: «Я про радость и счастье, которые получают люди, приобретающие нашу продукцию».
Запомните: человек, меняющий свою речь, меняет не только свои мысленные процессы — он меняет себя внешне. Такой человек-«маяк», «факел», к которому тянутся все окружающие.
Можно ли прокачать навык публичных выступлений в домашних условиях?
— Боюсь, что это не просто невозможно, это бесполезно, даже если вы тренировались не один день. Если мы прочитали книгу о том, как кататься на велосипеде, это не значит, что на практике у нас все получится с первого раза.
Если мы один раз попробовали применить полученные знания на практике, это уже умение. Но не факт, что оно качественное — скорее, базовый этап. Только повторы, регулярные и в условиях реальной публики, с наставником, который будет «придерживать вас за багажничек», возымеют успех.
Публичные выступления не предполагают выступления перед зеркалом — адреналиновую атаку мы сможем побороть, преодолевая это ощущение раз за разом, применяя на практике полученные умения и превращая их в полноценный навык. 20 октября мы как раз запускаем новый поток Synergy Speakers Academy, в рамках которого со мною разбираем огромное количество тем, связанных с речью и преодолением страха выступлений перед аудиторией
Читайте также:
Звездный кондитер Марина Синицкая: что заказывают Киркоров, Бузова, Лазарев и другие знаменитости
Звездная художница Дарья Санатина: о картинах для Киркорова, идеалах красоты и поисках себя
Наталья Козелкова
Тренер по речи
Эксперт проекта «Пацанки», тренер по речи блогера Виктории Бони и миллиардера Игоря Рыбакова, телеведущих Марии Иваковой и Валерии Дергалевой.