Мушка в бокале или Как выпустить лето из буфета?

Как удержать лето, которое словно хорошая песня, всегда кажется коротким? У нас есть ответ: надо чаще собираться за столом, сервированным посудой, впитавшей в себя всё его разноцветье.
11 августа 2017, 12:00
0
28-2-zastavka.png

Здесь, над белой скатертью, даже в осенне-зимнее ненастье светит солнце, распускаются цветы, зеленеет трава, зреют ягоды и летают бабочки. Эта посуда поймала лето и не даёт ему уйти. Рассмотрим поближе её дизайны, заряжающие позитивом и наполняющие дом предчувствием чего-то хорошего. Сразу оговоримся, что материалов, из которых её делают, уйма. Но сегодня речь пойдёт о посуде из глины — фарфор, фаянс, майолика, керамика. И немного — о питейном стекле, которое англичане именуют stemware, в отличие от dinnerware, что значит «посуда».

На самом деле, фарфор, фаянс и майолика — виды керамики, получаемые спеканием глины с разными неорганическими соединениями. То есть отличаются они составом, технологией производства и ценой. Фарфор — самый совершенный из них: плотный, твёрдый, как стекло, тонкий, белый на изломе и звенящий. Фаянс — тоже белый, имеет более толстый, мелкозернистый, влагопроницаемый черепок, именно потому его обильно глазуруют, в том числе с тыльной стороны. У майолики — крупнопористое «тело» из цветной глины, покрытое глазурями, маскирующими цвет материала.

Фарфоровый гербарий

Принтами в виде листьев, плодов, цветов и целых букетов посуду украшают с незапамятных времен. Родина этой традиции, как и самого фарфора, — Древний Китай. Но и по сей день «ботаника» — обязательная тема в коллекциях как эксклюзивной посуды, так и масс-маркета.

Чайный сервиз Амелия, RUPOSUDA.RU

У одних брендов «флористика» представлена скромно — лишь отдельными предметами: чайниками, сахарницами, чайными парами. У других — впечатляющими большими сервизами, исполненными любви к многоликой флоре. Но она непременно есть. При этом рисованный декор может быть нанесен как на гладкую поверхность, так и на рельефную, чтобы ещё убедительнее «материализовать» образы лета.

Разница в стоимости между фарфоровой посудой premium и middle обусловлена не столько «ценой бренда», сколько материалами и технологиями нанесения изображения. Оно может делаться вручную — керамическими красками, люстрами, составами, включающими золото и серебро. Тогда каждое блюдечко и чашечка — уникальный предмет искусства, и его несложно отличить: почти всегда видны мазки кистью.

Есть и изделия, самой формой повторяющие очертания цветов, ягод, фруктов, овощей. Идея подобных «обманок», как их называют, родилась отнюдь не вчера: посуда, имитирующая подлинные природные объекты, вошла в моду в Британии в XVIII веке, вместе с открытием европейцами секрета изготовления самого фарфора. Его появление вызвало революцию в сервировке стола: он постепенно вытеснил драгоценные металлы, специальное тесто и карамельный сахар, из которых прежде делались столовые украшения.

Сегодня, как и прежде, создание рельефа на фарфоре — сложный и кропотливый процесс. Листья, цветы, ягоды и прочие детали изготавливаются отдельно и наклеиваются на изделие. Второй вариант, более демократичный по стоимости — создание рельефной поверхности в процессе формовки и роспись по уже готовому лепному декору.

К середине столетия на праздничном столе в самых респектабельных домах Европы можно было наблюдать, к примеру, кофейник, декорированный рельефными листьями цветной капусты, и такие же чашечки. Законодательницей моды на подобную посуду была тогда Мейсенская фарфоровая мануфактура. Сейчас интереснейшие «ботанические» коллекции выпускают Lenox, Franz Collection, Vista Alegre, Fornasetti, Royal Albert, Herend Porcelain и другие бренды. Из российских производителей очень красиво работают в этой теме Императорский и Дулевский фарфоровые заводы. А впечатляющее стекло с растительным декором представлено у Bohemia crystal и Moser.

Обманки и шутихи

Анимализм в оформлении посуды тесно переплетается с ботанической темой, но может вести и свою «сольную партию». Перспектива увидеть в тарелке настоящее насекомое, ползающее в листьях салата, вряд ли кого-то привлечет, но в виде красочного, изящно проработанного изображения на чашке или блюде – вполне. Интересно, что технику тромплёй — искусство «обмана глаз», порождённое причудливым интерьерным вкусом эпохи барокко, к началу XIX века освоили на всех посудных предприятиях России и Европы.

Путь к фарфору совершенного качества у европейских фабрик был долгим и тернистым. Поэтому на тарелках XVIII века довольно часто можно видеть мелкие цветы и листья, ягоды и насекомых, размещённые в полном беспорядке. Таким «художественным приёмом» мастера скрывали небольшие дефекты на поверхности выпускаемой посуды.

В это же время помимо фарфора в духе «сельских глин» с рельефами на тему фауны, стали выпускать «обманки» из тонкого стекла и хрусталя. В России они тут же обрели статус подарков с шутливым дружеским посланием, их так и называли — «шутихи». Это могли быть бокалы или стаканы с изображёнными на их стенках насекомыми, чаще всего мухами. Последние выглядели так натурально, что создавалась полная иллюзия, будто они плавают прямо в напитке. Благодаря популярности такого питейного стекла и пошло выражение «под мухой».

Современные производители фарфора и стекла уже не пытаются ввести кого-либо в заблуждение, используя анималистическую тему просто в качестве декора. И выбирают для этого, как правило, более приятные образы: порхающих среди цветов бабочек, пчёлок и божьих коровок или поющих на ветвях деревьев птиц. В числе таких марок снова можно упомянуть уже названные «фарфоровые бренды», а также стекло la Rochere и Marquis.

Надо сказать, интерес к питейным «шутихам» тоже не угасает: то и дело поднимается новой модной волной. Только тематика такого «увеселительного» стекла стала шире, а акцент сместился с рисунка на форму — недаром же её конструктивом занимаются вполне серьёзные дизайн-бюро.

Завтрак на траве

Сейчас морские, сельские и городские пейзажи встречаются в коллекциях фарфора не так часто, как мотивы флоры и фауны. Видимо, гармонично сочетать их с современными формами посуды и актуальными стилями удается немногим. Но фарфор с ручной пейзажной росписью стоит того, чтобы потратить время на его поиск.

Пейзажные картины и галантные сцены входят в моду в 1740-е годы, вместе с экспериментами с «фоновым фарфором»: на одноцветном изделии — жёлтом, бирюзовом или синем — оставляли белое поле или медальон, предназначенный для разноцветной росписи. Сначала реже, а с изобретением шелкографии всё чаще, рисунок распространялся и на всю поверхность формы, моделированию которой тогда уделяли меньше внимания, чем расписному декору — ограничивались заимствованными моделями Востока. Хотя в Мейсене тогда создавались и поистине сенсационные вещи, как в плане живописи на фарфоре, так и с точки зрения его пластики — их копии завод с успехом производит и по сей день.

Чаще применяемый сегодня способ получения «картинки» на фарфоре, особенно пейзажной — шелкография. Ей свойственно отсутствие сложных силуэтов, тональных переходов и мазков, характерных для ручной росписи. Рисунок делается при помощи сетчатых трафаретов, через которые под давлением ролика проходит краска. Метод был разработан ещё в середине XVIII века, что позволило сделать производство массовым, а фарфор и фаянс — доступными для покупателей со средним достатком.

Очень симпатичный, нетрадиционный подход к «пейзажному» дизайну демонстрирует в своих коллекциях бренд Vista Alegre. Императорский фарфоровый завод выпускает реплики своих знаменитых сервизов «Ладонь Невы», «Светлый день» и «Северная Венеция». Коллекции в традициях классического для фарфора пейзажа представляют марки Herend и Johnson Brothers.

Надо сказать, что для пейзажной росписи фарфора необходимо владение тонкой живописной техникой и острое чувство композиции, доступные не каждому мастеру. Оттого подобная посуда — и антикварная и современная — весьма редкое и дорогое удовольствие. Как, впрочем, говоря о цене, и весь декорированный вручную брендовый фарфор.

Преобладающий способ украшения недорогой посуды, которую мы часто видим в магазинах — деколь. По сути, это «переводки»: при погружении в горячую воду картинки, напечатанные на гуммированной бумаге, отделяют от листа, накладывают на поверхность предмета и для закрепления помещают в специальную печь. Деколь довольно легко отличить: изображение всегда состоит из мелких точек.

Впрочем, есть альтернативное решение. Можно, скажем, приобрести во время отпуска сеты тарелок или чайные пары с местными видами в какой-нибудь маленькой частной мастерской. Тогда, скорее всего, это будет авторская работа и ручная роспись, хотя, возможно, не на фарфоре. И качество, может, окажется не идеальным — сувенирная керамика и майолика на него не претендуют. Тем не менее, приятные воспоминания, радость, тепло человеческих рук и летнее настроение за столом такая посуда дарит не менее щедро, чем продукция именитых марок.

Лекарство от тоски

Разноцветная, жизнерадостная посуда — это не только прекрасная сервировка стола, но и ежедневная терапия. Сочные, звучные цветные аккорды — отличное лекарство от меланхолии и средство профилактики депрессивных состояний, в которые так легко впасть осенью и зимой.

В последний год яркие тропические цвета в дизайне посуды независимо от её материала стали настоящим трендом. Некоторые связывают эту моду с летней Олимпиадой в Рио-де-Жанейро, где ещё ежегодно проходит самый масштабный и красочный в мире карнавал. Хотя раскрашенная в насыщенные оттенки посуда — однотонная, в полоску или с прочими энергичными принтами — появилась задолго до игр 2016 года.

Цвет посуды оказывает влияние не только на настроение. Считается, что фисташковый, розовый, оранжевый, жёлтый и белый повышают аппетит. Сиреневый, синий, болотный и чёрный делают еду менее привлекательной, голубой и салатовый – нейтральны к ней. А красный возбуждающе действует на нервную систему. Впрочем, всё индивидуально.

Например, Missoni Home выпустила такую посудную коллекцию с типичными для её текстиля орнаментами ещё в 2011 году. Кроме того, в похожей стилистике традиционно работает бренд Gibson, появляются подобные коллекции и у Hangzhou Jinding. А про цветные сеты питейного стекла от Bohemia crystal и Moser даже говорить не приходится. Вместе эти dinnerware и stemware создают за столом и в домашнем интерьере не просто видимую, а буквально ощутимую кожей атмосферу лета.

Любопытно, что раньше все предметы в посудных сервизах обязаны были быть одного цвета и иметь одинаковый рисунок. Сейчас же в наборах сочетают самые разные тона и принты. В результате за каждым членом семьи или гостем может быть «закреплён» выбранный им персональный цветовой сет из тарелок, блюдца и чашки. А общее застолье даже в будни превращается в фееричный, радужный праздник. Или настоящий бразильский карнавал — кому что ближе.

«Дизайн кухонной утвари должен быть не менее продуманным, чем интерьер самой кухни» — эти слова приписывают культовому дизайнеру современности Кариму Рашиду. И как мы видим, большинство производителей столовой посуды с ним согласны. В результате, помимо своего утилитарного амплуа, она всё чаще играет роль главного элемента декора современной кухни и гостиной.

Радуга в интерьере

Разумеется, прятать такую антистрессовую посуду в глухих кухонных шкафах и тумбах не рационально. Всегда доступная взгляду, она сможет дарить позитивные эмоции не только во время трапез, но и каждый час каждого дня. Какие же варианты её экспонирования можно сегодня предложить?

Первый вариант — традиционный буфет, уместный и в пространстве кухни, и в столовой. Этот почти забытый предмет мебели, который еще недавно воспринимался как архаизм, переживает сегодня второе рождение. Он представлен в новых коллекциях большинства известных фабрик. И поскольку вдохновение для дизайнов мебельщики черпают в работах мастеров прошлого, найти вариант в духе классики или кантри не составит труда.

Буфет Reina-buf-big, магазин «Купистол»

Буфет — это высокий шкаф с глубокой нижней частью, закрытой глухими дверцами, и более мелкой, остекленной, верхней. Они разделены между собой открытой нишей и размещёнными под ней выдвижными ящиками. Внизу обычно хранят утварь, приборы и текстиль, вверху — столовую посуду.

Кстати, достойные внимания экземпляры из натурального дерева, старинные и не очень, в хорошем состоянии, с прекрасно сохранившейся резьбой можно встретить и в антикварных магазинах, и в частных объявлениях в интернете. Такие буфеты добавляют интерьеру особую теплоту, ностальгическую нотку и уютную провинциальность, но и посуду тогда уж стоит выбирать им по стилю.

Второй вариант — это сервант. Понять, чем он всерьёз отличается от буфета, просто невозможно. По определению Александра Грашина, данному в книге «Краткий курс стилевой эволюции мебели», сервант — низкий буфет. В реальности же он бывает самой разной высоты. Правда, глубина его, в отличие от буфета, одинакова по всей высоте, ниша, разделяющая фасад отсутствует, а нижняя часть зачастую больше напоминает комод.

Буфетница — неглубокая настенная полка с бортиками. В прошлом это традиционный элемент меблировки крестьянских домов, сегодня, скорее, модный аксессуар. Может служить вместилищем как декоративных или используемых по особым случаям тарелок, так и необходимой ежедневно утвари: кружек, сахарниц, банок и прочего.

Есть и мебель, изначально предназначенная для демонстрации красивой посуды, разнообразных коллекций и объектов искусства — это витрина. Её преимущества для экспонирования очевидны: все предметы видны, как на ладони, и в тоже время защищены от пыли и ультрафиолета, благодаря остеклению со специальным покрытием.

У мебельных фабрик практически любой страны мира в наборах мебели любого стиля, предназначенных для столовой и гостиной, витрины непременно присутствуют. Они могут быть широкими и узкими, высокими и не очень, пристенными или с круговым обзором, с каркасом из металла или массива. Фрагментарно открытыми: с зоной без стекла, и частично закрытыми: с глухими фасадными элементами — для вещей, которые предпочтительно держать вдали от чужих глаз.

Витрина VOLPI от 181 125 руб., магазин Casa Milano

Первоначально такая мебель имела пирамидальную форму и соответствующее ей название — горка. Но позднее, трансформировавшись в шкаф с зеркальной задней панелью, боковыми стенками и дверками из стекла, она получила новое имя — витрина.

Витрины очень разнообразны. В том числе, конечно, и по цене. Но даже самые простые и недорогие невероятно фотогенично выглядят в интерьере, придавая ему лёгкий налет артистичности и интеллектуальности.

С точки зрения двойной функции, которую мы рассматриваем (хранение и экспонирование столовой посуды), упоминания достоин и стеллаж. Элегантный и лёгкий, он уместен в любой по назначению комнате и сам по себе уже украшает интерьер. Возможно, это не самый оптимальный вариант хранения: стеллаж не защищает от пыли. Зато в силу своей «ажурной открытости» он превосходный демонстратор — жизнерадостная посуда будет прекрасно видна отовсюду.

Стеллаж — это многоярусная система из стоек и полок разной глубины и высоты, которые комбинируются друг с другом. Для её производства может использоваться всё — от массива и металла до фанеры, стекла, пластика или других полимеров. Выбор материала во многом определяет конструкцию, функциональные возможности и цену изделия.

Кроме того, стеллаж не загромождает пространство и прекрасно его зонирует, поскольку «не привязан» к стене — в зависимости от конструкции, он может стоять под собственным весом либо крепиться к полу или потолку. Кстати, стеллаж подвесной — несколько полок, задняя стенка и эффектная, обрамляющая всю конструкцию рама — бесспорный тренд интерьерной моды последних лет, очаровавший и покупателей, и профессионалов. Дизайнеры вообще любят этот предмет мебели и охотно экспериментируют с его формами: радиусные, наклонные, круглые, ломанные — кажется, их фантазии просто нет границ.

Во всяком случае, именно благодаря ей мы сегодня имеем целый ряд синтезированных форм, в которых спаялись, слились воедино изначально разные предметы мебели. Это уже не буфет, не сервант, не буфетница и не витрина, а нечто иное — новое, чему, возможно, просто не успели придумать собственного названия.

В итоге можно сказать точно: у нас есть всё, чтобы поймать и закрыть лето в своем доме на круглый год — и посуда, которая хранит его образы, и мебель, которая хранит эту посуду.

Виктория Говорковская
  • Сейчас читают