Дома мод, в чьем творчестве из сезона в сезон мы наблюдаем интерес к этносу и колориту восточных стран, посчитали своим долгом в новом сезоне поэкспериментировать с традиционными индийскими женскими костюмами – сари, лехенга-чоли и сальвар камиз.
Сари
Dolce&Gabbana и Vandevorst удались сари − традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте, представляющая собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, особым образом обернутый вокруг тела.
Носится сари с блузой и нижней юбкой. Самый распространенный стиль ношения сари — ниви, когда один конец два раза обертывается вокруг бедер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают свободный конец сари на голову, как шаль.
В традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым.
Предметом особого спора является история блузы и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами. Ранее женщины носили только одно драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки указывают много текстовых и художественных свидетельств существования различных форм нагрудных повязок и платков.
Лехенга-чоли
Лехенга-чоли (ленга-чоли, хагра-чоли, чания-чоли) как раз тот вариант костюма, когда верх и низ комплекта выступают вполне самостоятельными предметами гардероба. Лехенга-чоли состоит, как правило, из трёх частей: ленга (лехенга, чания, хагра) − юбка, чоли − блуза, дупатта − накидка.
Традиционная индийская лехенга изначально формой напоминала зонтик. Выбор фасона и стиля современной лехенги зависит от моды, религиозной, территориальной принадлежности индианки и назначения. Длина лехенги у простой индианки в разные времена менялась от миди до макси. Но богатые индианки носили всегда исключительно длинные лехенги. Традиционное чоли − короткая блуза, обтягивающая бюст, с короткими рукавами. Современные чоли могут быть с длинными рукавами, без рукавов, на бретелях или бюстье.
Современные индийские лехенга-чоли шьют из парчи, бархата, натурального или искусственного шёлка, вискозы, креп-жоржета, атласа, шифона, органзы, льна или хлопка с добавлением натуральных шёлковых нитей. Простые индианки предпочитают лехенга-чоли из хлопка, украшенные вышивкой с цветочным или геометрическим орнаментом и кусочками зеркал.
После того, как в 1994 году индийская фотомодель Айшвария Рай вышла на сцену конкурса красоты «Мисс мира» в национальном индийском костюме, лехенга-чоли обрели огромную популярность во всём мире. Сейчас в дизайне одежды с индийским колоритом преуспел дом Erdem.
Сальвар-камиз
Еще один вариант индийского костюма, который так полюбился европейцам – сальвар-камиз (шальвар-камиз), который представляет собой традиционный восточный костюм из трех частей, особенно популярный у жителей Пенджаба, Кашмира, Гималаев и предгорий.
Сальвар (шальвар) − сходное по звучанию с шаровары − это штаны, обычно очень широкие вверху и сужающиеся книзу. Шаровары собраны на талии на тесемку, что делает их относительно безразмерными и страхует обладательницу от необходимости покупать новую одежду в случае набора/потери веса или беременности. В состав костюма вместо широких шаровар могут входить чуридары − узкие в обтяжку, но длинные штаны, формируемые складками внизу (на уровне коленей и лодыжки), такой костюм называется чуридар камиз.
Камиз − это длинная блуза, иногда ниже колена с разрезами до бедра. Фасоны камизов также сильно отличаются, они могут быть очень длинными с длинным рукавом, либо напротив узкими и приталенными.
Третьей составляющей сальвар-камиза является традиционная дупатта − большой платок или палантин. Дупатты делаются из облегченных материалов по сравнению с основной тканью, однако цветовая гамма и рисунок дупатты всегда совпадает или гармонирует с сальвар-камизом.
В нынешнем сезоне сальвар-камис был представлен модным Домом MSGM. Нечто подобное представил бренд Ли-Лу, в коллекции которого особое место отведено «пижамным» костюмам − с широкими брюками и объемной рубашкой из полушелковой ткани, в состав которой, помимо шелка, входит хлопок.
Эти комплекты очень напоминают сальвар-камис, причем, дизайнеры бренда уловили главную особенность кроя – костюм должен быть больше на один-два размера.
Кликайте на фото, чтобы увеличить:
Как можно было заметить, в этом сезоне мир моды избавился от границ между странами и континентами. Теперь японские кимоно соседствуют с турецкими халатами, а рисунки с домов племени коса и орнаменты со средиземноморской керамики превратились в принты на ткани.
Автор: Анастасия Тихонова