Музыкальные игрушки: за и против

Развлечь, развить, не навредить – главные функции любых игрушек. Музыкальные игрушки прекрасно справляются с первой задачей. А приносят ли они пользу?
12 февраля 2015, 14:30
2
buheirf.jpg

Вырастить Моцарта

Ассортимент игрушечных музыкальных инструментов огромен – это и синтезаторы, от простейших до почти не уступающих настоящим, пианино, барабаны, маракасы, ксилофоны… Но создание в детской подобия оркестровой ямы в миниатюре само по себе не обеспечит развитие музыкального слуха. А вот замедлить его вполне может.

Поэтому специалисты советуют:

  • выбирайте тот игрушечный музыкальный инструмент, звук которого максимально соответствует настоящему;
  • обратите внимание на демо (записанные композиции) синтезатора: желательно, чтобы они были разными по темпу и настроению;
  • выучите сами несколько простых мелодий для пианино (синтезатора) или ксилофона, чтобы показать малышу, как звуки складываются в песенку; те, кто не владеет нотной грамотой, с легкостью найдут в интернете тексты с пронумерованными клавишами вместо нот;
  • покажите и объясните ребенку, как стучать на барабане или греметь маракасами ритмично, подстраиваясь под звучащую в данный момент музыку или создавая свой ритмический рисунок;
  • но не забывайте, что шум и какофония, поначалу создаваемые вашим малышом всеми, попавшимися под руку игрушками, — неотъемлемый этап исследования окружающего мира.

Следуя этим советам, вы не только извлечете несомненную пользу для развития вашего ребенка, но и сможете определить его возможные склонности к более серьезным занятиям музыкой.

Все хорошо в меру

В спорах о пользе или вреде интерактивных игрушек – поющих, танцующих, разговаривающих кукол, зверят и машин – психологами, педагогами и родителями сломано немало копий.

Основные аргументы противников сводятся к тому, что

  • из-за наличия определенного набора готовых реплик, заложенных в программе игрушки, ребенок не моделирует новые ролевые ситуации;
  • способы исследования окружающего мира сводятся к схеме «нажал на кнопку – получил песенку (звук, фразу)».

При этом существует большое количество действительно хороших развивающих игрушек, построенных на принципе интерактивного взаимодействия («нажал – получил»), помогающих изучить цвета, алфавит, счет в интересной форме:

  • «детские компьютеры»; в некоторые модели заложены программы, рассчитанные на несколько лет последовательных занятий;
  • интерактивные музыкальные платформы для детей от года до трех, совмещающие задания на узнавание, сравнение, поиск.

А приятные мелодии мобилов или забавные звуки, издаваемые рисунками музыкальных ковриков, отвлекут малыша, пока мама занята другими делами.

Истина, вероятно, где-то посередине. И оставлять ребенка с одной-единственной самодельной тряпичной куклой для развития воображения, и забивать детскую от пола до потолка всевозможными поющими и говорящими куклами и «развивайками», передоверяя им все общение с ребенком, — крайности.

Для тех, кто все-таки «за»

При выборе музыкальной игрушки следует руководствоваться теми же критериями безопасности, что и для обычных игрушек, учитывая еще несколько нюансов:

  • если для вашего слуха звук игрушки слишком громок и резок, для слуха ребенка он будет таким же;
  • звук должен раздаваться сразу после нажатия соответствующей кнопки или клавиши;
  • отсек с батарейками должен быть максимально (насколько это вообще возможно) недоступен для ребенка.

Конечно, в пупсе, имитирующем младенца вплоть до неспокойного ночного сна в реальном времени (вправду существующая игрушка!), ничего хорошего нет, но и отказываться от уморительно танцующего под веселую песенку тигренка, пожалуй, тоже не стоит.

.

Мария Жученко
Комментарии: 2
  • Натали Фокина
    У меня малой всегда включает музыкальную черепаху и начинает играть вообще с другими игрушками. НО музыка должна фоном идти, выключать нельзя)
    12.02.2015 / 16:45
  • Мария Жученко
    Дочка подруги расставляла всех поющих зверей полукругом и рассматривала картинки в книжках под такое музыкальное сопровождение)
    12.02.2015 / 19:30
  • Сейчас читают