
Если в устной речи вы допустили ошибку, у вас есть множество шансов сгладить негативное впечатление: милая улыбка, очаровательные манеры, завораживающий голос — за это многое прощается. Но если ошибками пестрит письмо человеку, который вас не знает, то можно безнадежно испортить впечатление.
Я расскажу о промахах, которые совершают многие, но только не прекрасно образованные и умные женщины.
1. Нелепое приветствие
Писать «Доброго времени суток» — значит совершать распространенную грамматическую ошибку. Дело в том, что грамматическое оформление этой фразы больше подходит для пожелания («Удачи!», «До скорой встречи!»), чем для приветствия.
Здороваться с собеседником нужно в форме Именительного падежа: «Доброе утро!», «Добрый день!». Или максимально нейтральным «Здравствуйте!».
2. Слова-триггеры
Слова-триггеры — это слова со скрытой манипуляцией, которые мы используем, чтобы каким-то образом воздействовать на собеседника. Например, слово «срочно» без указания конкретного срока вызывает панику, а сочетание «заранее спасибо» содержит в себе скрытое давление: человек еще ничего нам не сделал, а мы его уже поблагодарили, и он чувствует, будто чем-то нам обязан.
Всегда будьте конкретны в письмах и не пытайтесь манипулировать — люди считывают это на лету.
3. Невнятный текст
Вы быстро набросали свои мысли и нажали кнопку «отправить», а зря! После написания текста перечитывайте его вслух еще раз.
Уверена, вы много раз слышали о том, в какие неприятные ситуации попадают люди, которые не проверяют написанное. Дайте письму «полежать» хотя бы несколько минут, а затем прочитайте свежим взглядом, поставив себя на место собеседника:
— Прослеживается логика в тексте?
— Собеседник сможет понять, чего вы от него хотите?
— Не переходите ли вы на личности?
— Нет ли в тексте двусмысленных предложений, которые могут задеть или обидеть?
Чтобы избежать досадных опечаток, проверьте свой текст с помощью любого спелл-чекера или автоматизированного сервиса типа «Орфограммка».
Забота о собеседнике — это один из ключевых постулатов переписки. Думайте о том, как будет воспринят ваш текст, перед тем, как отправите его адресату.
А вот с этими книжками будете говорить грамотно и складно: 10 книг для развития речи и словарного запаса
4. Слишком много соообщений
Мой совет: формулируйте одну мысль в одном сообщении. Признайтесь, у вас точно была ситуация, когда на протяжении нескольких секунд телефон разрывался от потока входящих сообщений от одного человека:
«Привет, ты тут?»
«Есть вопрос один, надо поговорить».
«Я тебе наберу вечером, ок?»
«Скажи, во сколько ты можешь?»
Бесит, правда? Ведь можно было собрать все в одном сообщении и сохранить сотни нервных клеток.
Никогда не растягивайте коммуникацию. Старайтесь в одном сообщении сказать все, что хотите, и не разбивайте его на несколько маленьких — людей это здорово раздражает.
Кстати, вот правила современного общения: «Недушный» этикет: как вести себя в обществе, чтобы хотя бы никого не бесить
5. Неискренняя вежливость
Помните, что вежливость — это не слова. Мы привыкли думать, что если запихать в текст побольше «Вы» (непременно с большой буквы), сделать предложения максимально длинными и сложными, а к собеседнику обращаться исключительно при помощи прилагательных «многоуважаемый» и «глубокоуважаемый», то люди вдруг начнут думать, что мы очень приличные и воспитанные.
На самом деле такая гипертрофированная вежливость считывается скорее как сарказм, а не искренность. Запомните, например, что «Вы» с прописной буквы обычно используется только в официальных текстах, а в обычной переписке лучше ограничиться «вы» со строчной — употребление этого местоимения вместо «ты» уже говорит об уважении.
Вежливость сегодня — это использование понятных конструкций (никаких предложений в стиле Льва Толстого на 20 строчек!), регистра речи, который удобен и понятен собеседнику, а еще максимальная простота. Если вы можете выразить мысль просто, сделайте это.
Читайте также:
5 приемов, чтобы сделать свою речь шикарной и звучать дорого
Как девушке пробить финансовый потолок, разбогатеть и при этом не выгореть: личный опыт
Лучши книги по психологии: саморазвитие, отношения и личность
Вероника Смолер
Репетитор-миллионер
Репетитор по русскому языку, основатель онлайн-школы RUSSMO и наставник репетиторов на курсе «Альфа-тьютор».