Начался учебный год, а вместе с ним извечная проблема: ребенок не хочет учиться, а уроки делать не заставишь. Бесконечные уговоры, напоминания, нотации, ссоры — дом становится похож на поле боя. Мы ведь не были такими?
О том, почему дети не хотят учиться, как относятся к школе и оценкам и что делать родителям, много пишет Катерина Мурашова — известный детский психолог. Она много лет работает в поликлинике, публикует статьи на «Сноб.» и книги о детях для родителей, регулярно выступает с лекциями.
Не понимают зачем
Современные дети искренне не понимают, зачем ходить в школу и вообще учиться. Ради знаний? Чтобы получить престижную работу? Потому что «должен»?
Сейчас эти вопросы абсурдны, школа не отвечает ни на один из них, и дети это знают.
Что делать родителям
Давайте ответим на вопрос, зачем ходить в школу, вместе. Например, ходить в школу можно за общением. Чтобы встретить интересных людей (учителей), узнать что-то о себе самом, своих интересах. Чтобы стать разносторонней личностью. Какие у вас будут ответы?
В России нет такой опции «не учиться в школе» — это закон (и обязанность) об образовании. Поэтому ходить в школу придется в любом случае, но можно выбирать школу по душе, найти харизматичного учителя-репетитора, помогать с домашними заданиями, не ругать за тройки и двойки.
А в этой статье Людмила Петрановская и Дима Зицер рассказывают, как быть, если ребенок не слушается.
Им неинтересно
Уроки и задания без цели часто бывают скучны, особенно для детей, которых до сих пор воспитывали в условиях непрерывного парка развлечений.
Ребенок с года ходит на кружки по системе Монтессори, каждые выходные катается на аттракционах и развлекается в игровых центрах, был на всех экскурсиях и детских спектаклях, а тут — школа. Парта. Доска, зеленая и с мелом. Где интерактив и экшен?
Что делать родителям
Показывать, где это может быть интересно. Многим интересен бизнес — как образование помогает сделать его успешным?
Возможно, ребенку неинтересно в школе, потому что там слишком сложная или, наоборот, слишком простая программа — найдите адекватную его способностям.
Одиночество, конфликты в школе и буллинг
Если у ребенка не сложились отношения в школе, то из-за ощущения неуютности и отчужденности ему будет не до учебы. Если ребенку в школе плохо, учиться он просто не сможет.
Что делать родителям
1. Если ваш ребенок не очень умеет сходиться с людьми, попробуйте ему помочь: пригласите в гости его одноклассников, будьте приветливы и дружелюбны. Очень часто с ребенком начинают дружить, потому что у него классные родители.
2. Научите ребенка заводить дружбу: как познакомиться, о чем говорить, как слушать собеседника, что можно сказать.
3. Если в школе конфликтная ситуация или уже началась травля — должны вмешаться взрослые. Придите в школу, поговорите с учителем, если надо — идите к директору. Не позволяйте обижать вашего ребенка.
А вот эти распространенные фразы родителей не помогают поддержать расстроенного ребенка, а делают только хуже.
От учебы отвратили токсичные взрослые
Если ребенок в общении часто сталкивается с унижением, запретом на чувства, обесцениванием, сравнением с другими, запугиванием, он выучится своей никчемности и начнет ей соответствовать: «Зачем стараться, если я уже тупой? Мне так мама сказала, она же не может ошибаться!»
Токсичные ситуации и слова, которые отвратят от учебы кого угодно:
«Ты должен, и мне плевать, что ты думаешь. Не ной мне тут!».
«А вот Васечка уже читать научился, а ты все еще букв не знаешь» — и другие сыновья маминых подруг.
Подчеркивать недостатки, а достоинства воспринимать как данность.
Обесценивание стараний, достижений, интересов ребенка через «А вот в наше время...».
Ругать школу и свою работу в присутствии ребенка.
«Не будешь учиться — будешь тупым, никто не будет с тобой дружить, умрешь в нищете».
Эти фразы произносят многие взрослые как-то машинально, не со зла. Посмотрите, что еще часто делают родители, отчего дети чувствуют себя никчемными.
Что делать родителям
Научиться давать обратную связь его поступкам, замечать достоинства и вести себя с ребенком так, будто он уже оправдал все ваши родительские надежды:
- «Смотри, теперь ты делаешь это на 20 минут быстрее!»
- «Посмотри, еще вчера ты не мог решить ни одного примера, а сегодня ты сделал уже 10! Как у тебя это получилось?»
- «Спасибо, что убрал посуду со стола!»
Какой должна быть школа, по мнению детей
Катерина Мурашова провела небольшое исследование о том, какой должна быть школа в будущем. Принимали участие 38 человек, возраст респондентов — 11–17 лет.
Школа такой и должна оставаться, потому что это неизбежное зло, зато понятное и гарантированное. Менять школу страшно и непонятно, не будет ли хуже.
Школа нужна, потому что она формирует одинаковый для всех жизненный опыт, культурный код — так проще общаться.
Никаких обязательных домашних заданий.
Оценки нужны: без них потеряется обратная связь и не будет стимула сравнивать себя с другими.
Некоторые сказали про индивидуальный образовательный маршрут, который выстраивают ученики с учителями (но не родителями).
Родители не должны участвовать в школьной жизни вообще.
Преподавание делегируют роботам, а учительство должно стать частью жизни любого человека и высоко оплачиваться!
Среднего и высшего образования не будет — обучение будет идти всю жизнь, но каждый сам выбирает, чему и у кого учиться.
В школе должен быть предмет «самопознание».
Знать бы еще, что это...
Школа — непростой этап взросления и отношений. Ребенок меняется, набивает шишки, заводит настоящих друзей, влюбляется в первый раз, в первый раз просит отпустить его к друзьям с ночевкой...
Родителям страшно за детей — такова уж наша доля, мы нужны им, чтобы о них волноваться. Именно из-за тревоги мы, взрослые, порой говорим слова, которые ранят, совершаем ужасные глупости. Потому что мы их любим.
Эти 5 небольших книг помогут гармонизироваться и лучше понимать своих детей.