Как стилисты вредят люксу: поделилась фэшн-юрист Лариса Григорьева

История настоящей «блондинки в законе».
15 марта 2025, 11:30
0
oblozhka_intervyu.jpg

Лариса Григорьева — фэшн-юрист, ex-директор юридического департамента универмага Цветной и Стокманн, юрист Гоши Карцева и Марии Янковской.

В эксклюзивном интервью ЯПокупаю она рассказала о том, как стилисты влияют на убытки брендов, почему важно говорить о праве простым языком и как не потерять рассудок от покупок, работая в фэшн-среде.

Лариса Григорьева

Лариса Григорьева

Фэшн-юрист

Практикующий фэшн-юрист, ex-директор юридического департамента универмага Цветной и Стокманн, спикер MoscowFashionWeek.

— Почему вы выбрали профессию фэшн-юриста? 

— Не могу сказать, что юриспруденция всегда была моей мечтой. Скорее, это счастливая случайность. Мама видела, что я очень суетливая, деятельная. Однажды, мы разговорились о том, чем можно заниматься после школы. Мама предложила вариант пойти в колледж, получить профессию, раньше начать работать и зарабатывать. Я подумала «Ничего себе, еще и учиться меньше надо будет».

Позже, в университете, мои однокурсницы мечтали о моде. «Как было бы круто работать с красивой одеждой», — говорили они. Тогда мы учились на юристов, и мода казалась далекой мечтой.

Начинала я помощником адвоката, но быстро поняла, что с адвокатурой не хочу связывать свою жизнь. Работа юристом — это про порядок и четкость, а мода — про креатив и эмоции. Соединить эти два мира было моей мечтой. Я не хотела просто работать по специальности, мне хотелось чего-то большего.

Когда начала работать в «Цветном», впервые почувствовала: я на своем месте — разбирала договоры, помогала локальным брендам.

В какой-то момент в офис зашла одна из тех самых однокурсниц. Она увидела, как я общаюсь с дизайнерами, консультирую их по защите прав, и сказала: «Ты исполнила нашу общую мечту».

Эта фраза заставила меня пересмотреть отношение к профессии. Я поняла, что не просто работаю по специальности. Я делаю то, что люблю, и вдохновляю других. 

— Вы сказали, что во время работы в универмаге Цветной часто возникали проблемы в работе со стилистами. С чем они были связаны?

— Дело в том, что многие стилисты приходят, берут вещи на съемку, а после, соответственно, сдают их обратно, возвращают себе денежки и радостно уходят, не понимая, какой ущерб наносят бизнесу. Не всегда вещь возвращается том в состоянии, в котором можно ее реализовать.

Одно из таких дел в суде против стилиста я выиграла — просто спросила у судьи:

«Вот вы бы хотели купить в магазине вещь, которую продолжительное время модель носила во время съемок?»

В том деле участвовали туфли Saint Laurent: одни за 90 тысяч, вторые за 110. Две пары девушка взяла, потом сдала, а через месяц снова взяла. Через три дня опять пришла сдавать. Таких туфель в Москве было не очень много, а в социальных сетях у стилиста красовалась фотография той самой пары.

Основная проблема заключается в том, что Закон о защите прав потребителей был написан 30 лет назад, когда такой проблемы не существовало. Я даже участвовала в рабочей группе по разработке поправок в закон, но, к сожалению, вся эта работа ушла в стол.

В обществе уже сложилась практика по применению Закона о защите прав потребителей, и она не в пользу ретейла. Безусловно, внедряются серьезные поправки, связанные с онлайн-торговлей, но зона стилистов остается серой.

Забавно, что моя лучшая подруга — фэшн-стилист. Когда я работала в ретейле, у нас с ней был «пакт о ненападении». Мы договорились, что в Цветном ей никогда нельзя покупать вещи.

Однажды я ей сказала: «Если мы встретимся с тобой в суде, я тебя разнесу!»

— Страдают ли от этого селлеры маркетплейсов?

— Естественно! Представьте, на том же самом ПВЗ никто не проверяет ни следы от косметики на белой одежде, ни зацепки, а для бизнеса это убытки. Сейчас есть небольшой сдвиг в сторону того, что практика начинает меняться, но это происходит медленно.

За 7 лет работы в Цветном мы 2 или 3 раза смогли отстоять свою правоту. Часто судьи не понимают, как на этих вещах деньги зарабатывают. Однажды я ездила в Кемерово судиться, судья мне прямо сказала: «Ну, это что же нужно сделать, чтобы на этом платье 50 тысяч заработать?»

— Стали ли стилисты заключать договор с брендами?

— У многих брендов есть определенный пул одежды, который они готовы дать на съемки. Стилисты ими пользуются.

Если говорить про практику Эмиратов в сфере высокой моды, стилисты по гарантийному письму выписывают вещи, и только потом берут на съемки. В то же время очень часто для съемок берутся базовые вещи из масс-маркета. В этом случае никто не выписывает товары по гарантийному письму — тут все остается на совести стилиста.

При этом масс-маркет предоставляет высокомаржинальный товар, для них погрешность от работы стилистов незначительна, а для люксовых и локальных брендов потеря значительна.

— Вы говорите о сложных юридических вопросах простым языком, где вы этому научились?

— Мне кажется, все идет от сердца. Возможно, я на своем опыте поняла, что мне проще объяснить «2 + 2», нежели пытаться показать, как хорошо я владею юридическими терминами.

Я за то, чтобы было больше смысла. Мне легче говорить на языке клиента, нежели двадцать пять раз рассказывать, как это в законе написано. Клиент приходит ко мне не для того, чтобы его унизили знанием терминов, он приходит за помощью.

Золотое правило морали — относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Я не хочу, чтобы какой-то специалист за мой счет показывал, какой он умный. Я хочу, чтобы мне дали консультацию, а я от нее получила пользу.

У меня есть телеграм-канал, и я веду его простым языком, чтобы домохозяйка, которая только вчера зарегистрировала ИП, все поняла. Да, возможно, она не придет ко мне на консультацию, но, с другой стороны, если у нее возникнет сложный вопрос, она выберет именно меня.

— А есть ли у вас заранее подобранные модные образы в суд? Это всегда определенная форма одежды, или бывает по-разному?

— Я помню, что раньше сильно комплексовала — «вдруг я как-то не так в суд оденусь». У меня есть татуировки, и часть из них на руках, не очень большие, правда. Так вот, раньше я думала, что приду в суд, судья посмотрит и скажет: «Такая маленькая, а уже сидела...».

Безусловно, в суд я не пойду с гулькой на голове, но точно надену жакет. Могу надеть джинсы с цепочкой из страз, каблуки, кеды. Одежда должна соответствовать строгому casual — это не совсем офисный стиль с галстуком. Должно быть понимание, что на процесс точно нельзя прийти в спортивном костюме. Конечно же, вас оттуда не выгонят, но существует уважение к суду.

Хороший пример — фильм «Блондинка в законе». Эль Вудс — моя икона стиля. В какой-то момент я почувствовала себя именно такой. Как сейчас помню это ощущение — сидела в суде общей юрисдикции, работала с ноутбуком, рядом лежала хорошая, дорогая сумка. Я была в джинсах, туфлях и жакете.

В эту секунду я подумала, что стала той девочкой, которой всегда хотела быть.

Я такой кайф от этого получила! Вчера я работала допоздна, ругала себя, думала: «Зачем?» А сейчас я понимаю зачем: ради этого ощущения.

Тот суд я проиграла, но сумку показала. Есть некоторая сатисфакция в этом во всем, безусловно.

— Когда сформировался ваш стиль в одежде?

— На самом деле, как у любой нормальной девушки, у меня есть два гендера: «бомж Валера» и фэшн-акула. Если говорить о последнем стиле, мне очень нравится миксовать мировые бренды с российскими.

Обожаю узнаваемые бренды, у которых есть свой стиль, ДНК — например, Monochrome. Когда мы видим огромную худи или определенного кроя оверсайз футболку, сразу понимаем — Monochrome. 

Значимая часть стиля — маникюр. Мои подруги говорят, что красные ногти — это мой фирменный стиль.

— Можете ли вы назвать себя шопоголиком?

— К сожалению, да, я остаюсь шопоголиком, но стараюсь меньше поддаваться своим слабостям. Я хочу прийти к разумному потреблению, но работать в фэшн-индустрии и не покупать — невозможно. В какой-то момент я обнаружила у себя три пары кроссовок одной модели, но в разных цветах. Зачем?

Легкий дофамин очень манит. Причем ты дважды получаешь удовольствие: в момент заказа и получения.

Я стараюсь с этим бороться, составляю список покупок, все закидываю в корзинку и только через неделю к ней возвращаюсь. Как правило, половину удаляю.

Недавно обустраивала себе рабочую зону, и нужно было купить маленькое мусорное ведро, короб для проводов — по сути, это можно было бы заказать сразу, но я решила подождать недельку.

Очень важно понять, действительно ли тебе нужна эта вещь. Сейчас я прихожу к мысли, что покупать нужно меньше, но лучше.

Мой лайфхак: делайте список и вернитесь к нему через неделю. Половина этого списка вам будет не нужна.

— На что не жалко потратить деньги?

— Обувь, украшения, сумка. Я обожаю сумки российских брендов — у многих потрясающие модели наравне с премиум-люкс сегментом.

Однажды я была в Эмиратах, и в мечеть нужно было одеться примерно так, как я одеваюсь в суд. Почти вся моя одежда была от российских брендов. Ко мне подошла покрытая девушка и сделала комплимент. Это было очень приятно! Она была очень удивлена и попросила ссылки на одежду.

— Расскажите об одной удачной и неудачной покупке за последнее время.

— Удачная — джинсы из Lime. Выглядят очень фэшн. Они настолько круто смотрятся с каблуками, казаками, жакетом, что вних можно пойти и на конференцию, и на день рождения.

Из неудачных — второй мой коврик для йоги. Оба стоят на балконе. Но после Нового года дала себе обещание, что буду заниматься. Я хожу на йогу раз в неделю, но там дают коврик. Может быть, стоит все-таки брать свой?

— Как чувствовать себя счастливой?

— Делать то, что нравится, работать... Для меня счастье — это ощущение свободы. Сейчас у меня есть ощущение свободы в выборе клиентов. Ощущение свободы от возможности путешествовать. Для всех критерий счастья очень разный. Быть счастливым — это ценить то, что у тебя есть сейчас.

Читайте также: 

Birkin за 300 долларов: фэшн-юрист Лариса Григорьева о плагиате модных брендов и репликах

Почему местные бренды стоят дорого?

Как покупать люкс-бренды и не разориться?

Полина Черная
  • Сейчас читают