
Сегодня женщина может получить любую специальность и реализоваться в любой профессии, но так было не всегда. Первое женское учебное заведение появилось в России в середине 18-ого века. Оно было совсем не похоже на современный институт. И вы точно не захотели бы там учиться!
Разлука с родными… на 12 лет
Девочек в институт благородных девиц отдавали с 8-9 лет. Родители подписывали бумагу, что на весь срок обучения передают право на воспитание и заботу учебному заведению. А это целых 12 (позже — 9) лет! Забрать воспитанницу было невозможно, при этом не каждая семья могла навещать дочку в институте.
Многие девицы Смольного были родом издалека, и родители не могли приезжать на свидание даже раз в год, поэтому нередко случалось так, что со своими родными девочка виделась только на выпускном.
Но и те родственники, которые жили рядом, могли посещать воспитанницу только в присутствии воспитательницы. Также классные дамы читали все письма перед тем, как отдать их девушкам. Никакого представления о личных границах!
Как хорошо, что сейчас все иначе. Например, учить ребенка отстаивать свои личные границы не только можно, но и нужно!
Чай вместо ужина
Современные девушки добровольно истязают себя диетами (читайте, как выбрать безвредную диету), а у институток скромное питание было каждый день, независимо от их желаний.
Например, по некоторым источникам, на завтрак барышни довольствовались маленькой порцией каши и кусочком хлеба с тонким слоем масла, в обед — небольшой тарелкой супа с поджаренным мясом, а на ужин — чаем и булочкой.
Во время постов приходилось особенно тяжело — по средам и пятницам и без того скудный рацион урезали. Чтобы хоть как-то утолить голод, воспитанницы воровали еду с общей кухни или подкупали прислугу.
Девичья спальня или казарма?
Представьте себе комнату с двумя десятками кроватей, стоящих почти вплотную друг к другу. Примерно так выглядели комнаты воспитанниц институтов благородных девиц. Ни о каком личном пространстве и уединении речи, конечно, не шло.
Ношение корсета обязательно
С шести лет будущих благородных девиц затягивали в тугой пояс, а с 15 — в корсет. Носить его было строго обязательно.
По мнению ученых дам и руководительниц институтов, корсет необходим для формирования красивой талии и сокрытия изъянов фигуры. Однако врачи уже тогда протестовали против этого предмета гардероба. Постоянное ношение корсета вело к искривлению позвоночника и частым обморокам у особенно слабых здоровьем воспитанниц.
Институт «идеальных» жен
Несмотря на то, что заведения для барышень носили название «институт», ни о каком реальном обучении наукам речи не шло. Девочек учили быть примерными и послушными женами и хорошими матерями. В обязательный список дисциплин входили домоводство, закон Божий, рукоделие, иностранные языки. Математика, физика, история давались в маленьком объеме (что называется, «для общего развития») и, опять же, в контексте «домашнего хозяйства».
Достаточно прочитать выдержку из книги «Отеческие советы моей дочери» Генриха Кампе, которая считалась «настольной» у руководительниц женских заведений:
«На что женщине обширные и глубокие сведения, если она не может употребить их на пользу ни в кухне, ни в кладовой, ни в кругу своих приятельниц? Не было примера, чтобы ученость женщины послужила ей на пользу. Мужу такой жены не нужно».
Половая безграмотность
Девушкам запрещалось общаться с посторонними мужчинами. А учителей-мужчин выбирали только с явными физическими дефектами, пожилых или женатых. Однако и они становились самой обсуждаемой темой в каждой девичьей спальне.
С половым воспитанием в Смольном институте были большие проблемы. Даже заповедь «Не прелюбодействуй» строгие классные дамы заклеивали бумажкой, а из классических произведений были изъяты все любовные сцены.
В результате многие благородные девушки боялись забеременеть от поцелуя и верили, что могут родить детей, даже если просто посидят рядом с мужчиной (особенно в темноте).
Сегодняшние родители не делают секрета из естественных вещей. Они занимаются половым воспитанием детей с раннего возраста. Например, с помощью 7 книг, которые деликатно и честно отвечают на вопрос: «Откуда берутся дети?»
Жизнь в изоляции от мира
После выпускного воспитанницы Смольного института вдруг обнаруживали, что жизнь за стенами их альма-матер совсем не такая, какой они представляли ее раньше. Дело в том, что девушек тщательно оберегали от внешнего мира. Лишь один раз в год летом девиц водили в Таврический сад.
Неудивительно, что, выйдя в большой мир, многие девушки не умели в нем жить. «Смолянки» славились как эмоциональные и сентиментальные барышни, которые плохо держали себя в руках и напоминали скорее «милых детей», нежели взрослых женщин.
«Она идет по улице, а с противоположной стороны навстречу ей приближается мастеровой под хмельком, — она с ужасом бросается в сторону; поползет по руке червяк, сядет насекомое — она с визгом несется куда глаза глядят», — так рассказывала о классической «смолянке» выпускница Смольного института Елизавета Водовозова.
К счастью, такие методы воспитания ушли в историю. В чем еще ошибались знаменитые педагоги прошлого? Обязательно прочитайте и не повторяйте их ошибок!