Все родители мечтают о том, что их дети вырастут состоятельными и самодостаточными людьми. Загружают их множеством кружков и секций, чтобы развить скрытые таланты, заставляют читать на скорость, приносить домой пятерки и похвальные листы.
А важно ли все это? Сегодня поделюсь интересными цитатами доктора биологических наук, психолингвиста и заслуженного работника высшей школы РФ Татьяны Черниговской. Возможно, одни заставят вас пересмотреть взгляды на воспитание, выдохнуть и ослабить «вожжи», а другие — поддержат и станут чем-то вроде доброго похлопывания по плечу.
Большую часть своей жизни Татьяна Владимировна посвятила исследованиям работы мозга, его способностей и восприятия информации. На основе своих наблюдений она подметила интересные закономерности в поведении детей, в том, как они смотрят и познают мир. Вот ее самые интересные цитаты о детях в современном мире:
1. «Не добавляйте ребенку сложностей в жизни. Давайте ему установку, что заниматься — это хорошо, это веселое занятие. Что, чем больше у тебя знаний, тем интереснее тебе жить».
2. «Дети — это лучшее, что у нас есть. Мы их любим и желаем им счастья, но само оно ниоткуда не свалится. Мы должны участвовать в этом и с полной отдачей помогать им его достичь».
3. «Мозг умнее, чем мы. Он сам знает, что ему делать, поэтому не стоит учить маленьких детей читать на санскрите, им это не нужно».
4. «Кого мы вспоминаем из школьных учителей? Вовсе не того, кто самый строгий и требовательный, а того, с кем было интересно. Знания можно получить из других мест, онлайн-курсов сейчас полно. Нам нужно, чтобы был человек, к которому можно подойти и поделиться своими проблемами, который захочет меня выслушать».
5. «Наша задача не воспитать гениального ребенка, а сделать его счастливым».
6. «Цифровая жизнь вызывает мозговую лень. И то, что ребенок должен был бы долго и упорно познавать, сейчас можно получить при помощи «Алисы» в кармане. Прочитать она поможет, а вот создать новую нейронную связь в мозге — нет».
7. «Нужно пересмотреть то, чему мы учим. Мы не можем вместить в школьную программу все то новое, что открывают каждый день».
8. Тот факт, что у детей одинаковые родители, не значит, что у них одинаковые гены. Нужно научиться жить с этими генами. Нужно развивать те возможности, которые Создатель вам через эти гены дал, а для этого нужны усилия».
9. «Теперь мы знаем, что гением можно только родиться. Вопрос в том, что, родившись гением, можно им не стать».
10. «Из того, что ребенок развивается медленнее, чем другие, не следует то, что он глупее. Возможно, это просто его стиль жизни».
11. «То, что мы родили ребенка, не означает, что мы его знаем. Дети — инопланетяне, с которыми нам нужно познакомиться. Мы должны знать, какой он: способный, быстрый или медленный, сова или жаворонок, любит быть на публике или сидеть в тишине, в уютном кресле с любимой игрушкой».
12. «Ребенка надо любить, потому что, если ты его любишь, то тебе интересно на него смотреть, интересно с ним общаться, а значит, ты понимаешь, куда дело идет. А дальше должен вступить профессионал».
13. «Когда ребенок занимается музыкой, он начинает замечать мелкие детали, учится отличать звуки и длительности между собой. В это время формируется тонкая огранка нейронной сети».
14. «Ребенку необходимо получить большой спектр возможностей, чтобы и ему самому, и воспитателям, и родителям стало понятно: вот это не подходит, это тоже не его. Тогда, возможно, и ему самому, и его воспитателям, и родителям будет видно: вот здесь бесполезно, здесь ничего не выйдет, а вот тут ему гораздо интереснее».
15. «Чтение на скорость — это немыслимая вещь! Зачем это нужно? Чтение — это не сканирование букв. Это и машины прекрасно делают. А человек не только читает, но и думает. И чем медленнее он это делает, тем лучше. Значит, он больше поймет».
Читайте также:
Как оторвать ребенка от гаджетов и заинтересовать жизнью: 10 правил от психолога и многодетной мамы
Развиваем речь, память и мышление: 5 развлекательных занятий для малышей
«А голову не забыл?»: 5 рабочих советов, как улучшить детскую память — рассказывает эксперт