«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной», — написал Сальвадор Дали в «Дневнике одного гения».
Самый известный в мире художник Сальвадор Дали и его муза (ангел-хранитель и менеджер) прожили вместе 50 лет, а их история любви могла бы стать готовым сценарием для драматического фильма.
Первая встреча Сальвадора Дали и Галы
Сальвадор Дали и Гала впервые увидели друг друга в 1929 году. Он считался в богемных кругах одаренным, но эксцентричным художником, а она была женой поэта Поля Элюара.
Русская эмигрантка Елена Дьяконова всегда знала, что ее ждет особенная судьба и нетривиальная история любви. Имя Гала (фр. «праздник») придумал для нее Поль — супруги вели богемный образ жизни, а свой брак называли открытым.
Встреча с Галой ослепила Дали. Он, будучи не слишком искушенным в любовных делах, не знал, как вести себя с этой женщиной, которая, несмотря на то, что была старше на десять лет и замужем за другим, мгновенно покорила его сердце. Со стороны его поведение казалось странным — рядом с Галой он то хохотал, то без умолку тараторил, то пускался в пляс. Впрочем, Гала сразу же поняла, что за экстравагантностью молодого художника скрывается поразительное дарование. Отныне ее интересовал только он и его талант.
Гала переехала к Сальвадору, бросив мужа и дочь, которой тогда было десять лет. О дочери она, кстати, больше никогда не вспоминала и даже на смертном одре запретила пускать Сесиль в палату, когда та хотела попрощаться с матерью.
Творец и муза
Первые месяцы совместной жизни влюбленных прошли в крайней бедности, ведь Сальвадор не умел считать деньги и думать о прибыли. Но теперь рядом с ним была Гала, которая стала не только его любовницей и музой, но и нянькой, менеджером и бухгалтером. Она взяла в свои руки все финансовые дела и вела переговоры с заказчиками, оставив Дали только радость чистого творчества.
Благодаря Гале о Дали заговорили сначала в Европе, потом в Америке. Его полотна выставлялись в галереях, их покупали состоятельные меценаты, заказы следовали один за другим. Гала и Дали давали интервью, посещали светские рауты, путешествовали, снимались для глянцевых журналов. В Sunday Times писали о ней: «Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины».
И конечно, она вдохновляла его. В каждой картине Сальвадора Дали была Гала, как средоточие его мироздания.
Они поженились в 1934 году. Правда, понятия о супружеской верности у этой пары были весьма своеобразные: Гала крутила романы с молоденькими художниками, а Дали частенько давал приватные уроки живописи восторженным поклонницам его таланта. Впрочем, измены никак не сказывались на отношениях: в 1969-м в знак вечной любви Дали подарил жене средневековый замок, который собственноручно отреставрировал и расписал внутри.
Последние годы Сальвадора Дали с женой
К концу 70-х Гала и Дали все реже выходили куда-то вместе. У художника начались проблемы со здоровьем, которые сильно сказались на его работоспособности. Случались дни, когда он не мог удержать в руках кисть. Что же до Галы, она по-прежнему увлекалась юными богемными красавцами и тратила на них все больше денег. Одной из ее последних пассий стал молодой певец, которому она подарила дом, купленный на тающие финансы Сальвадора Дали.
В 1982-м 88-летняя Гала заболела тяжелой формой гриппа и умерла в одной из испанских больниц.
Сальвадор после смерти жены
Дали тяжело переживал смерть жены. Несмотря на запреты, действовавшие в те годы в Испании, он выкрал тело Галы из больницы, чтобы похоронить ее в семейном склепе. У художника не хватило душевных сил присутствовать на погребении, но несколько дней спустя он появился у могилы, чтобы сказать последнее «прощай» своей музе.
«Это ведь благодаря тебе я стал художником. Без тебя я не поверил бы в свои дарования!» — обращался он к ней со страниц своей книги.
Дали пережил Галу на семь лет. С ее уходом от великого художника осталась лишь тень — сильнейшая депрессия на грани с безумием сделала его затворником. Недели напролет он сидел в гостиной своего замка, не открывая окон, безразличный ко всему, что творилось снаружи.
Когда Сальвадор Дали умер, его, согласно завещанию, не похоронили, а, забальзамировав тело, поставили в склепе рядом с надгробием жены. Так художник исполнил свою мечту: всегда быть вместе со своей любовью.