Быстрое восхождение и резкий спад Vine напоминает аксиому Силиконовой долины: быть первым в каком-либо тренде еще отнюдь не означает, что ты победитель.
В 2012 году видео на смартфонах еще не были такой обыденностью, как сегодня. И главной головной болью людей тогда было беспокойство о том, как не прожечь память, которой всегда так не хватает. Чтобы избежать этой проблемы, новичок на рынке приложений Vine установил на видео 6-секундный лимит: достаточный для того, чтобы создавать интересные нарративы, и достаточно короткий, чтобы не съедать много памяти.
Twitter, купивший Vine еще до запуска, открыл сервис для широкой публики 24 января 2014 года. В течение следующих месяцев Vine производит эффект разорвавшейся бомбы и становится настоящим культурным феноменом. Уже к середине года он обладал 13 миллионами регулярных пользователей.
Vine отлично развлекает людей, он генерирует новые мемы, он продюсирует новых звезд – людей, которые наиболее продуктивно проявляют себя в формате короткого зацикленного видео. Если видео – это мясо, а гифки – жвачка, то вайны – это снеки. Ты не наедаешься ими, но не можешь остановиться от их употребления.
Существует великое множество поджанров вайнов. Это поп-культурные мэш-апы, вэйпинг, загадки, трюкачи, животные, дети и т.д. Особенную популярностью Vine обрел среди любителей спорта. В профессиональном спорте правообладатели отстаивают свои юридические права также рьяно, как и в кинематографе и музыкальной индустрии, из-за чего многие ролики удаляются с YouTube. Когда люди начали загружать в Vine тысячи роликов, снятых прямо с мониторов и телевизоров, многие организации поняли, что бороться с этим бессмысленно. Проще завести официальную страницу. Так, в декабре прошлого года канал NBA стал первым в истории, суммарное количество просмотров вайнов на котором достигло миллиарда.
Как известно, все хорошее в этой жизни имеет свойство заканчиваться. Даже бесконечно воспроизводящийся Vine. Мы собрали 6 причин, из-за которых случилось то, что случилось.
1. Неготовность к конкуренции
В июне 2013 года Instagram запустил приложение, которое позволяет записывать видео длиной до 15 секунд. Это была не призрачная, а мгновенная угроза, учитывая, что аудитория Instagram превосходила Vine в 10 раз. Для Vine это было сродни нокауту. Пользователям, которые размещали свои фотографии в Instagram, было легче остаться на этом сервисе, и выкладывать вместе с фотографиями и видео, чем переходить на Vine и заново искать там знакомых, друзей и новые контакты.
2. Уход звезд
Конечно, Vine пытался навязать конкуренцию Instagram. Движимые перспективой борьбы с конкурентами-подражателями сотрудники сервиса создавали новые инструменты (импорт видео, например) и улучшали функции редактирования. Но все было тщетно, потому что Vine не мог ничего противопоставить мощной монетизации Instagram’а, и именно из-за денег многие интернет-звезды, прославившиеся благодаря Vine, и ушли на конкурентные платформы.
Кстати, звезды коротких юмористических видео впоследствии взошли и в России. Пожалуй, самыми яркими представителями на сегодняшний день являются Евгений Кулик и Ирина Горбачева.
3. Раздраи
Со временем Vine стал испытывать не только внешние проблемы (в лице конкуренции с другими сервисами), но и внутренние. Подобно тому, как звезды, прославившиеся благодаря Vine, начали уходить на другие платформы, компанию начали покидать сотрудники. Одним из ключевых уходов стал отставка одного из основателей сервиса Дома Хофманна. Некоторые сотрудники сказали, что это была тяжелая потеря, потому что Хофманн отличался тем, что он меньше беспокоился по поводу корпоративных процессов и больше заботился о качестве продукта, что, видимо, и сыграло с ним злую шутку.
4. Коммерческий потенциал
Вряд ли платформу по производству коротких и молниеносных роликов можно было изначально рассматривать, как перспективную коммерческую площадку. Как развлечение Vine был великолепен для пользователей, но как бизнес-модель он был довольно скуден и ограничен в отношении капитализации приложения. Маркетологи и рекламодатели сочли Vine бесперспективным сервисом и повально решили работать с Instagram, Snapchat и Facebook.
Говоря проще, Vine не принес своим собственникам ничего.
5. У Twitter’а нет денег
Нет, Twitter не банкрот. Но социальная сеть испытывает проблемы с тем, чтобы получать хорошую прибыль. Сейчас компания активно ищет покупателя, но пока эти поиски проходят безуспешно. В последние месяцы СМИ писали об интересе со стороны Disney, но гигант индустрии развлечений отказался от этой затеи. Возможно, топ-менеджеров Disney отпугнул ценник. Сейчас Twitter оценивается примерно в 17 миллиардов долларов, и эта, казалось бы, колоссальная сумма, является самой низкой стоимостью в истории социальной сети, которая когда-то стоила 31 миллиард долларов.
Непростая финансовая ситуация привела к тому, что недавно Twitter объявил о сокращении 350 сотрудников, что составляет примерно 9% всего штата компании. Из-за эффекта домино пострадали и другие активы корпорации.
Vine оказался слишком дорог, чтобы продолжить свое существование. На оплату инфраструктуры и зарплаты всем сотрудникам Vine ежемесячно уходит $10 млн. Когда Twitter начал подводить итоги своей деятельности и решил, какие активы урезать, Vine был в верхней части этого списка.
6. Слишком быстрый рост
Vine был слишком популярен. И его погубил слабый менеджмент и непонимание собственного потенциала. У платформы, по сути, не было шанса, чтобы расти вместе с аудиторией. Vine вырос и упал так же быстро, как и некоторые мемы, которые он породил.
Что будет дальше? Сайт никуда не пропадет и еще какое-то время (говорят, несколько месяцев) будет функционировать, после чего прекратит свою работу. При этом, как заверяют разработчики, старые вайны никуда не исчезнут, и ими по-прежнему можно будет делиться на просторах сети.
Покойся с миром, Vine. Мы будем вспоминать тебя. А потом еще. Еще. Еще. И еще.