Тайм-менеджмент для детей: 7 правил, чтобы ребенок все успевал, а родители не психовали

Едим «слонов» и «лягушек», «выращиваем» помидоры, чтобы взять время под контроль.
25 декабря 2022, 08:00
0
963_large

Чтобы ребенок вовремя делал уроки, работу по дому и не зависал в гаджетах, обучите его навыкам тайм-менеджмента. Есть несколько простых техник, которые помогут не тратить время впустую.

Но прежде, чем внедрять их в жизнь, начните борьбу с 4 главными поглотителями времени. Вот они.

Беспорядок

Когда в игрушках или на столе хаос, сложно быстро найти нужное. Причем, причиной хаоса может стать не только беспорядок, но и банальное неправильное хранение. Например, вещи, которые ребенок использует чаще всего, лежат на дальней полке. Ваша задача, как родителя, организовать личное пространство чада таким образом, чтобы все важное находилось под рукой. 

Переключатели внимания

Человек не может долго концентрироваться на какой-то одной задаче: если он работает 8 часов в день, то только два из них он делает это напряженно и сосредоточено. Остальное время — это решение пустяковых задач, перерывы, разговоры с коллегами. Так же и у ребенка. Только вот взрослый может заставить себя трудиться, а ребенок — нет. Ему в этом нужно помочь — убрать гаджеты из зоны видимости, чтобы не было соблазна зависнуть в них.

Опоздания

У опоздания есть брат-близнец — ожидание. Если кто-то опаздывает, ребенок теряет время впустую, равно как и когда ваш отпрыск не успевает, его тоже в этот момент кто-то ждет. Избавиться от этого поглотителя времени просто: чтобы не опаздывать, выйдите пораньше, а чтобы продуктивнее ждать, почитайте что-нибудь полезное (пригодится «читалка» в смартфоне). 

Прокрастинация

Это вовсе не лень! Если ребенок не хочет делать уроки и категорически отказывается ходить в школу — возможно, у него проблемы в общении с одноклассниками и учителями. Или хроническая усталость от большого количества внеклассных занятий. Игнорировать трудности нельзя. Преодолевайте их вместе с ребенком, подключите психолога, если нужно.

Простые техники тайм-менеджмента

10 минут — и все!

Ребенок никак не возьмется за дело? Возможно, оно не очень приятное для него или сложное — тогда первый шаг всегда дается с трудом. Поможет метод десяти минут (или 20 — временной отрезок установите сами). Скажите ребенку: «Позанимайся этим только 10 минут, а потом отдыхай». Скорее всего, за это время он втянется в работу.

Выращиваем помидоры

Еще один метод для детей, которые часто отвлекаются, — pomodoro. Поставьте таймер на 25 минут, за это время нужно «вырастить помидор», то есть сосредоточиться на какой-то задаче, не отвлекаясь на посторонние дела. После этого ребенок пять минут может делать все, что за хочет (даже сидеть в гаджетах), и так по кругу. Зная, что через каждые 25 минут его ждет отдых, ребенок охотнее расправится с заданиями, а элемент игры сделает этот процесс увлекательным.

Едим лягушек

«Лягушка» — это неприятная или сложная задача, которую не хочется выполнять. Ребенок может откладывать ее на последний момент или копить из-за «лягушки» другие дела. Но если начать свой день именно с нее (в тайм-менеджменте это называется «съесть лягушку»), то остальные задачи покажутся легкими и приятными.

Режем швейцарский сыр

Чтобы не тратить зря время, учим ребенка справляться с делами в том порядке, в котором ему удобнее и легче. Например, он решает практическую работу по алгебре. Первая задача — легкая, решаем ее, вторая — сложная, пока пропустим, третья — снова легкая, решаем. А потом спокойно возвращаемся к сложной, зная, что большая часть работы уже проделана.

Едим слона по кусочкам

Это понятие описал в своей книге специалист по тайм-менеджменту Глеб Архангельский. Часто ребенок не хочет что-то делать, потому что задача объемная и сложная. В этом случае поможет метод упрощения. Слона же не едят целиком!

Сначала его нужно разделать: раздробить одно большое дело на несколько маленьких. К примеру, уборка в комнате. Понятие абстрактное, большое и пугающее, которое очень не хочется делать. А если расписать его по пунктам? Застелить постель, сложить игрушки, повесить форму в шкаф, вытереть пыль — так ведь гораздо проще.

Рисуем матрицу Эйзенхауэра

Понятие важности у детей и взрослых разное. Поболтать с другом по телефону для ребенка гораздо важнее, чем сходить в аптеку по поручению бабушки. В итоге большая часть дел может так и остаться невыполненной. Помогите ребенку разделить задачи по приоритетности. Все дела распределите в четыре группы:

— срочные и важные;

— срочные, но неважные;

— несрочные, но важные;

— несрочные и неважные.

Так у него будет ориентир: по спискам можно будет понять, что нужно делать в первую очередь, а какие дела подождут. Главное — распределять задачи вместе, чтобы представление о важности и срочности было общим.

Метод карточек

Отличный способ научить управлять временем детсадовца — предложить выполнять дела по карточкам. В этом методе есть элемент игры, поэтому ребенку будет интересно.

Распечатайте нужные картинки, соответствующие обязанностям ребенка. Например, ваш шестилетка сам должен заправлять постель, чистить зубы, убирать игрушки и помогать накрывать на стол. Карточки с этими делами каждое утро доставайте из специальной коробочки и давайте ребенку. По мере того, как дела будут выполнены, малыш должен вернуть эти карточки обратно. За успешное выполнение всех задач награждайте его.

Кстати, такие карточки еще и решат проблему распределения времени. Если ребенку нужно чистить зубы и заправлять кровать, а ванная в этот момент занята, то он спокойно пойдет застилать постель, а не будет ныть под дверью. Главное ведь — сложить все карточки обратно в коробку!

Читайте также:

Воспитываем будущего миллионера: как научить детей обращаться с деньгами?

Самый умный: 8 признаков, которые есть только у одаренных детей

Как развить харизму: прокачиваем обаяние и привлекательность за 3 простых шага

Юлия Маркова
  • Сейчас читают