В современной моде любые накидки часто называют кейпами. Они характеризуются отсутствием рукавов и чётко выраженной линией плеча. Если же заглянуть в историю накидки, то здесь можно отыскать её и дальних, и близких родственников – это тальма (плащ-накидка без рукавов), салоп (очень утепленная накидка, скреплявшаяся лентами или шнурами возле шеи), его иногда шили с рукавами и без них, ротонда (длинная накидка без рукавов).
Все они обязаны своим появлением пелерине – воротнику-накидке. Форма накидки диктовалась модой и довольно часто менялась. Исходя из всего сказанного, можно увидеть накидки и короткие, и длинные, и с прорезями для рук, и без них.
Болеро
Болеро − заканчивающийся на талии или выше нее облегающий предмет гардероба без застежки. В оригинальном варианте − без рукавов, но чаще встречается с узкими длинными или короткими расширяющимися рукавами. Болеро происходит из испанской национальной одежды, традиционно шилось из льна, шерсти, а также бархата, либо атласа и носилось поверх белой блузки. Его можно проследить как в костюме тореадоров, так и в виде женской кружевной или вязаной детали, надеваемой поверх платья для создания эффекта костюма-двойки. Этот прием использовали испанец Кристобаль Баленсиага, Кристиан Диор, Жак Фат и другие парижские кутюрье. К слову, именно для того, чтобы привлечь внимание тореадора и понравиться ему, женщины и взяли моду носить болеро.
Считается, что название «болеро» имеет прямое отношение к одноименному музыкальному жанру и танцу, предположительно придуманному в 1780 году Себастьяно Сересо, испанским танцовщиком. Музыка болеро имеет нестандартный размер 3/4 (три четверти). Предположительно, именно за свою длину такое же название и получил этот короткий пиджак-безрукавка.
Во Франции болеро распространилось в середине XIX века, как дань императрице Евгении, испанке по происхождению. В те времена шилось с баской и оторачивалось бахромой. Вновь вернулось в моду в 1890-х, но уже без баски и в укороченном виде. Болеро может иметь воротник, в том числе, переходящий в лацканы-апаш (отвороты на груди, доходящие до верхних пуговиц; бывают различной ширины, а также трех видов: заостренной, прямоугольной и наклонной («падающей») формы), а также застежку на крючках, либо на одну-две пуговицы.
Сегодня болеро − исключительно женский предмет одежды, который, по мнению кутюрье, является одеждой «на любой случай». И комплекты коллекций сезона весна-лето 2016, зачастую сопровождаемые укороченным жакетом, доказывают эту дизайнерскую мысль.
Строгое болеро, c рукавом и без, представил модный дом Dior, классику жанра − болеро поверх платья, продемонстрировали дизайнеры Cividini. Бренд Emporio Armani представил укороченные жакеты без застежек, которые стали уже некоторой редкостью, поскольку большинство дизайнеров предпочитают экспериментировать с молниями (Stella Jean). Au Jour le, Jason Wu, Saunders предпочли жакеты с прямым рукавом, в то время как бренд Westwood поделился идеей удивительно легкого и воздушного белого болеро с рукавами-буфами.
Кликайте на фото, чтобы увеличить:
Пончо
Размышления о накидках и их разновидностях продолжает пончо − с одной стороны простая вещь из ряда классической верхней одежды, а с другой – практичная и оригинальная одежда, которая при наличии богатой фантазии, хорошего вкуса и умелых рук, поможет сделать образ неотразимым. Обычный кусок материи уже давно стал больше чем просто традиционной одеждой южно-американских индейцев. Пончо превратилось в современную одежду с разнообразием моделей, фактур, рисунков, узоров и материалов. Единственное, что остается неизменным много лет, это обязательное наличие выреза для головы и отсутствие рукавов.
История рождения пончо не совсем прозрачна. Она берет начало в горных районах Южной Америки. Неизвестно, кому первому из индейского племени Араукано пришла в голову идея вырезать в шерстяном одеяле отверстие для головы, но это нововведение пришлось по вкусу и впоследствии получило широкое распространение среди жителей. Традиционные пончо эпохи XIII-XIV веков, а именно к этому времени археологи относят самые ранние находки необычной верхней одежды индейцев, не отличались разнообразием кроя. Обычно это был прямоугольник размером 1,5 на 1,5 или 1,5 на 2 метра, не предусматривающий ни рукавов, ни манжет – только отверстие для головы.
Долгие годы пончо оставалось только традиционной одеждой индейцев и изредка использовалось в качестве элемента военного обмундирования. И неизвестно, какова бы была судьба его в наши дни, если бы в истории моды не было безумных 60-х годов со своей прогрессивной модой.
На подиумах пончо начали появляться в 60-х годах XX века, и этому во многом способствовало движении хиппи, которым пончо угодили своим свободным кроем, удобством и универсальностью. Не многие «дети цветов» вели оседлый образ жизни, поэтому пончо было не только верхней одеждой, которая согревала, при необходимости его можно было использовать как подстилку. К тому времени внешний вид пончо заметно изменился: появились разные варианты вырезов, некоторые модели получили прорези для рук, карманы, капюшоны и застежки.
За всю модную историю пончо разные дизайнеры экспериментировали не только с декором моделей, но и фактурой ткани. Например, роскошные накидки вы могли увидеть в коллекциях прошлых сезонов Veronique Branquinho, Michael Kors, изготовленные из меха, кожи или шерсти, Dior с ажурной вязкой и длинными кистями, Burberry с традиционной клеткой, Moncler в стиле супертехно из черного нейлона с белым геометрическим узором, Zuhair Murad из кружева.
Декор накидки и пончо сезона весна-лето 2016 весьма разнообразен. Это вышивка, бахрома, кайма и мех. Giorgio Armani, Marras, BCBG, Tory Burch предложили свежие идеи для старой индейской традиции.
Как можно было заметить, в этом сезоне мир моды избавился от границ между странами и континентами. Теперь японские кимоно соседствуют с турецкими халатами, рисунки с домов племени коса и орнаменты со средиземноморской керамики превратились в принты на ткани, а от индейцев до индийцев один шаг. О том, как традиционная индийская одежда позиционирует себя на европейских подиумах, читайте далее.
Автор: Анастасия Тихонова