Война и мир: креденция, буфет, сервант и витрина — куда их ставить?

Чтобы примирить этих вечных соперников, нужно найти каждому своё место в доме, но без экскурса в их родословную тут не обойтись
30 ноября 2017, 20:00
0
11-0.jpg

Всё новое — хорошо забытое старое. Сейчас обставить дом модно — значит, вернуться лет на 40-50 в прошлое, когда в интерьерах господствовали буфеты, серванты и витрины. Так что настала самая пора обратиться к опыту наших бабушек. 

Современная стилизация интерьера 1960-х годов, Россия

О, они знали толк в гостеприимстве и презентациях, припоминаете?! Их квартиры напоминали своего рода выставочные залы, где демонстрировались всякие редкие экспонаты: «заграничные» сувениры, «коллекции» орденов, монет или марок, фамильное серебро, хрусталь, «праздничная» столовая посуда и книги в дорогих переплётах.

Винтажный сервант, 60-70-е годы XX века, Россия

В генеральную уборку, с которой, помнится, начинался каждый сезон года, бабушки совершенствовали своё экспозиционное мастерство. Они переставляли туда-сюда эти «родовые антики», создавая из них всё новые композиции, улучшенные только по известным самим бабушкам параметрам. Иногда даже создавалось впечатление, что мебель находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, борясь за место в сердце хозяйки и дарованное ею право беречь и показывать то или иное семейное сокровище.

Современная столовая в стиле кантри

И вот теперь пришло наше время решать, какому предмету мебели где быть и что в себе хранить. 

С шипами, но без шипов

Шкаф «на шипах» — прародитель всей современной демонстрационной мебели. Он появился в Средние века во Фландрии — территория современных Нидерландов, Бельгии и частично Франции. Там обычный ларь снабдили спереди дверцами и поставили на высокие шипы (ножки), которые соединили у основания доской. На ней, как и на верхней крышке, стали расставлять металлическую кухонную утварь. 

Готический шкаф на шипах. Музейный экспонат

Ближе к эпохе Ренессанса этот практичный, но суровый на вид предмет готической мебели получил богатый декор и произвёл на свет множество похожих по форме и назначению «отпрысков», которые в каждой стране приобрели свой характер и обросли разными особенностями. Любимцем французских и немецких богатых интерьеров, начиная с XV и вплоть до середины XVII века, был потомок такого шкафа — дрессуар, который в России называли «поставец».

Антикварный дрессуар, XVII-XVIII век, Европа 

Интересно, что во Франции в XVI столетии владение им было строго регламентировано королевским указом: размер и вид дрессуара напрямую зависели от дворянского титула.

У нас же, в России, этот посудный шкаф не столько символизировал статус, сколько был вещью сугубо практичной, хотя и сохранял западный лоск. А потому он не только украшал собой особняки всей городской знати, но и широко распространился в сельском быту — крестьяне мастерили его сами по образцам, которые видели в господских домах. 

Антикварный поставец, XVIII век, Россия

В то время, когда во Франции, Германии и России господствовали поставец и дрессуар, интерьеры солнечной Италии влюбила в себя наследница шкафа «на шипах» — креденца или, как сейчас говорят, креденция. 

Действуй, сестра!

Первоначально она появилась в храмах возле алтаря для святых даров: хлеба и вина. Но уже вскоре поселилась в парадных комнатах каждого палаццо, а затем и в домах простых обывателей.

Антикварная креденция, XVII столетие, Италия

Низкая и широкая, с несколькими дверками и выдвижными ящиками под откидной доской — креденция была похожа на ряд составленных вместе и накрытых одной столешницей тумбочек. В отличие от своих вышеназванных собратьев, которые тяготели к кухням и обеденным залам, она облюбовала себе местечко в гостиных, куда подавались вино и фрукты, а гости и хозяева обсуждали новости и слушали музыку в ожидании трапезы.

Кстати, креденция с тех пор почти не изменилась и присутствует в мебельном ассортименте для гостиных и кабинетов, который выпускают современные производители. Она безусловно относится к буфетному типу мебели, а потому редко фигурирует в каталогах продавцов под своим именем, что немало запутывает дело. Чаще её называют «прилавок», подбуфетник», «низкий буфет», а иногда даже просто «буфет». 

Эту «сестрицу» дрессуара и поставца можно встретить и узнать в интерьерах любого стиля и эпохи — с XV века и до наших дней она не покидала дома, оставаясь всё такой же лаконичной по форме, вместительной, многофункциональной и неизменно популярной.

А вот дрессуар и поставец трансформировались настолько, что перестали быть собой, превратившись в иной предмет мебели — буфет, который постепенно заменил их в интерьере и изготавливаемом мебельщиками ассортименте. Так что теперь эти шкафчики — исключительно антиквариат.

Современная угловая тумба классического стиля с полочками очень напоминает дрессуар

Хотя некоторые образцы современной мебели следовало бы, наверное, считать их непосредственным перевоплощением.

Шведский стол

О буфете можно писать книги. Причём самых разных жанров: сказки про домовых, бросающихся посудой, романы в куртуазном стиле, пасторали в духе сельских идиллий. И даже детективы, в которых, согласно сюжету, на буфетных полках непременно обнаружится средство для «чисто английского убийства», а внутри них отыщутся припрятанные с царских времен золотые монеты. В общем, привлекательная и удобная во всех отношениях мебель.

Буфет возник на исторической и бытовой арене, когда многоярусные надстройки из полок, которые делали над верхней столешницей дрессуаров и поставцов, преобразовались в полноценный верхний шкаф с дверцами. 

Винтажный буфет, Европа

Произошло это во второй половине XVII века, в эпоху барокко, которая питала страсть к большим объёмам, динамичным формам, несдержанной роскоши и всякой прочей избыточности. Однако, как ни странно, не в Италии, которая фактически была сердцем этого стиля. И не во Франции, где придумали название для нового предмета мебели, позаимствовав его из латыни — «bufetum», что значит «блестящий, щёгольской стол». Первые настоящие буфеты изготовили в Швеции.

Современный, шикарный по своей величине буфет для большой столовой

Столетия назад, принимая в доме гостей, скандинавы выставляли перед ними сразу всю заготовленную еду, избавляя себя тем самым от лишних церемоний и освобождая время для общения. Солёная рыба, копчёное мясо, овощи, выпечка, прочие яства и напитки подавались огромными порциями в больших мисках и кувшинах. Всё это нужно было где-то подготовить: разложить, разлить и временно держать перед выносом на стол. 

Так что создание буфета стало логичным шагом в развитии скандинавской традиции угощения гостей, которую потом, уже в XX веке, взял на вооружение весь мир. У нас принято называть её «шведский стол», а во многих других странах — «буфетный стол» или просто «буфет».

Вскоре так стали именовать не только шкаф, но и комнату рядом с кухней, где он находился. Вначале её использовали для отбора напитков, подготовки всей сервировки и холодных закусок, а потом переместили туда и всё застолье. Теперь мы знаем её как столовую комнату, и она — исторически сложившееся, «законное» место буфета в доме.

Главная роль

Сегодня, чтобы попасть в мейнстрим в оформлении столовой, никак нельзя забыть про буфет. Он главный модный герой дня. В классической обстановке впечатляюще будет выглядеть его традиционный массивный образец. В ретроинтерьер великолепно впишутся невысокие узкие буфеты с большими стёклами в тонком переплёте. А для стиля прованс подойдёт экземпляр в пастельных тонах и с цветочной росписью — её, кстати, можно сделать самим в технике декупажа, отчего дизайн фасада только выиграет. 

 

Благодаря своей конструкции, которая оказалась настолько рациональной и удобной, что её никто не хотел переделать, буфет дошёл до наших дней в неизменном виде. Его легко опознать: верх со стеклянными дверцами, низ — с глухими, посередине открытая ниша со столешницей и выдвижными ящиками под ней. Иногда они могут дополнять и верхний шкафной ярус буфета.

В верхних шкафчиках обычно хранят питейное стекло и дорогую сердцу столовую посуду, которую не стыдно гостям показать. В нижних — столовый текстиль, предметы сервировки и некоторые продукты. В выдвижных ящиках обитают столовые приборы, а нишу над столом каждый использует по-своему, стремясь придать ей декоративный характер.

Раньше в России сюда ставили самовар и медный таз для варенья, в Германии — большие пивные кружки, а во Франции — бутыли с вином. Как бы то ни было, именно столешница с нишей и есть главный отличительный признак буфета. Если же её нет, перед нами точно не он, а совсем другой предмет мебели. Например, такой, как на этом фото.

Хотя производитель или продавец и назвали его буфетом, на самом деле мы видим прелестный сервант в духе старого доброго кантри. Вино в нём, конечно, есть где хранить, а вот откупорить бутылки и разложить закуски негде — столешницы нет. Её в сервантах никогда и не было, поскольку они предназначены отнюдь не для столовой. 

Самое ценное — в сервант

Сервант — изобретение французов, дитя изнеженного рококо, волной прошедшего по всей Европе в 20-70-е годы XVIII века и оставившего яркий след в искусстве интерьера, мебели, посуде и прочих предметах быта.

Большой трёхсекционный сервант в стиле рококо, современная модель

Ко времени выхода серванта на сцену, буфетный шкаф был средоточием богатства семьи или, во всяком случае, отражением её достатка. Но «представительские» функции не были самой сильной стороной работяги-буфета. Конечно, он обслуживал не только семейные, но и званые обеды и ужины, которые всегда проходили в столовой. Вот только устраивались они далеко не каждую неделю. Зато в гостиной, куда подавали напитки и десерты, гостей принимали каждый день. 

Там, разумеется, была креденция. Однако для демонстрации всякого рода статусных вещиц, коих тогда появилось немало, её не хватало. Комната, которая становилась главным репрезентативным центром дома, требовала мебели нового типа. Мебельщики не стали долго ломать голову и в ответ на запрос предложили сервант.

По сути, это был буфет без стола и ниши. Убрав их, мастера увеличили размер верхнего застеклённого яруса, и функция предмета кардинально поменялась: с сервировочной — на выставочную, с практической — на декоративную.

По отделке и содержимому такого шкафа каждый гость мог составить впечатление о вкусе, эрудиции, общественном положении и капиталах семьи. Так же, как по облику и манерам домашней прислуги, судили тогда о порядочности дома и том, умеет ли его хозяин вести дела. Возможно, отсюда и название новой мебели: «servante», что значит «служанка, слуга».

В сервантах стали выставлять декоративные вазы, художественное стекло, фигурки из фаянса и бисквита, изящные бонбоньерки и Bibelot (табакерки), часто служившие подарками. Цена всех этих «безделиц» была очень высока. Не говоря уже о новомодной посуде из фарфора, секрет изготовления которого был раскрыт европейцами как раз в то время — сервизы стоили целое состояние. И мастера-мебельщики делали шкафы им под стать, используя резьбу, инкрустацию и дорогие материалы: ценные породы древесины, перламутр, цветные металлы. 

Конечно, такая мебель и всё, что она в себе хранила, поначалу были доступны только невообразимо богатым людям.

Смена декораций

Однако всё быстро менялось: наступала эра промышленных революций и массового машинного производства. Все предметы быта и мебель стали делаться с оглядкой на вкусы, запросы и возможности растущего «среднего класса». 

Несоизмеримо больше, чем точка зрения титулованной знатной дамы, на моду теперь влияли взгляды рядовой бюргерши — среднестатистической городской домохозяйки. Она определяла, чему быть, а чему не быть в интерьере дома.

И, надо сказать, за пару веков она неплохо потрудилась над демонстрационной мебелью. В том числе над сервантами: они радуют нас разнообразием стилей, декора, материалов, форм и даже конструкций. Так, если сервант стал собой именно благодаря большим застеклённым дверцам, то сейчас есть модели, которые обходятся вовсе без них. Трудно понять, что это больше — сервант или возвратившийся из небытия дрессуар, но выглядит очень даже заманчиво.

Остеклённые же образцы сегодня зачастую оснащают подсветкой, отчего они кажутся особенно концептуальными, значительными и торжественными, словно генералы на параде. 

Ну а что касается боковых прозрачных стенок верхнего яруса, которые бывают у современного серванта, то они стали делаться только в прошлом веке. И достались ему, кстати, от витрины. Такой вот чисто «родственный» подарок.

Витрина — триумф стекла

Она стала апогеем развития мебели, предназначенной для презентации домашних коллекций. И хотя появилась на свет в тот же короткий период рококо, долгое время была редкостью. Не потому, что не полюбилась или не нашла применения в доме, где прочно обосновались на своих местах креденция, буфет и сервант. Просто, как это часто бывает, идея опередила своё время.

Само название «витрина» произошло от французского «vitre», что значит «оконное стекло». В нём и была вся проблема — стекольные листы большого размера делать просто не умели. Вплоть до XVIII века дверцы мебели представляли собой решётчатые рамы с остеклёнными ячейками. Во второй половине столетия в книжных шкафах знаменитого английского мебельщика Томаса Чиппендейла появились спаянные пластины бесцветного стекла в виде ромбовидной сетки, подобной витражу. А рамочная дверца с цельным стеклом приличного формата возникла в мебели лишь к концу века.

Тогда в большинстве европейских стран освоили производство относительно дешёвого оконного стекла. Правда всё оно было толстым и имело дефекты, которые приводили к искажению изображения — для витрины, как она задумывалась, это не очень-то годилось. Конечно, появлялись всё новые технологии. Но над созданием полированного стекла хорошего оптического качества весь мир трудился ещё почти полтора столетия.

Первые витрины имели деревянное основание с ящиками и состояли примерно на две трети из стекла, что обеспечивало панорамный обзор их содержимого. При этом стеклились фасад и боковые стенки. Позже делались и модели с круговым видом — четырёхсторонние.

Современные витрины, выполненные в классических стилях, очень похожи на своих предшественниц. Но есть и такие, в которых дизайнеры полностью отказались от нижних ящиков, поставив корпус из огромных стёкол, забранных в переплёт дерева или металла, сразу на ножки. 

Эти витрины — настоящий триумф стекла и своеобразный дизайнерский манифест в его честь. Вещи в них словно парят в невесомости, позволяя рассмотреть себя во всех подробностях. Сама же мебель подобна фантастической сцене, на которой каждый предмет — актёр, играющий самого себя, рассказывающий свою историю. А сияющее от подсветки, как от огней рампы, прозрачное стекло служит этому достойной декорацией, всячески подчёркивая красоту лицедея и талант мастера, его создавшего.

Презентовать, показывать — единственная функция этой мебели: витрина не отличается универсальностью. Видимо, поэтому она так дружна с креденцией — их практически всегда можно увидеть вместе в гостиной или кабинете. Они составляют прекрасную, дополняющую друг друга пару. 

Наследие

Раньше витрины, серванты, буфеты и креденции считались наравне со всем их содержимым настолько большой ценностью, что включались в завещание и передавались по наследству.

С тех пор мир очень изменился и, хочется верить, к лучшему.  Мы свободны и мобильны — любая «крыша над головой» для нас дом. Мы легко меняем мебель, потому что она выходит из моды. И мы не зацикливаемся на том, что кажется нам мелочью: называем сервант буфетом, ставя его на кухне, буфет отправляем в гостиную, а креденцию — в спальню, потому что считаем её комодом. В этом, конечно, нет ровным счётом ничего страшного, если нам действительно так удобно. 

Но мебель — это огромный пласт мировой человеческой культуры. Не знать того, что знали наши бабушки и их бабушки и прабабушки, значит полностью утратить представление о нём. Не хочется, чтобы такое с нами случилось.

Екатерина Углева
  • Сейчас читают