Главная опасность, которая грозит ребенку, играющему с планшетом или смартфоном, — зависимость. Мы все этого боимся, хотя и понимаем: полностью запретить общение с гаджетами — тоже большая ошибка.
Это мир будущего, в котором предстоит жить нашим детям, и отрывать от него ребенка было бы неправильно. Да и маме тоже надо выдыхать! Мы же помним: лучшая мама — счастливая мама.
Сколько же времени ребенок должен проводить в смартфоне? Как при этом вести себя маме? Какие игры полезны, а какие вредны? Об этих и других нюансах — моя статья.
Психолог, г. Краснодар
Нюанс 1. Не давайте телефон детям до 3-х лет
Детям в возрасте до 3 лет давать телефон не стоит, так как в этот период малыши легче всего попадают под зависимость. Несмотря на это многие родители уже с 8-10 месяцев используют гаджеты как средство успокоения ребенка. Например, когда он не хочет кушать, мама включает ему сказку и говорит: «Мой хороший, смотри, что показывают, и в то же время пытается его покормить».
В результате ребенок привыкает к тому, что для того, чтобы справиться с какими-то неприятными эмоциями, с дискомфортом, ему достаточно включить гаджет. А все потому, что нам проще дать телефон, чем утешать, уделять внимание, объяснять, просить подождать, помогать справиться с чувствами. За счет яркости дети быстро отвлекаются на телефон, но никто не думает о том, что делать потом, что развивается зависимость, и правила нужны изначально.
Нюанс 2. «Спокойной ночи, малыши», развивающая игрушка и мультик на 7-10 мин
В возрасте от 3 до 5 лет достаточно давать гаджет на 30 минут в день: по 10-15 минут 2-3 раза. Причем у ребенка не должен быть бесконтрольный доступ к гаджетам. Например, включите перед сном программу «Спокойной ночи, малыши».
А еще лучше, если вы немного почитаете с малышом перед тем, как лечь спать.
Нюанс 3. Один час, чтобы погрузиться в виртуальный мир
От 5 до 7 лет можно немного увеличить время и позволять ребенку погрузиться в виртуальный мир на один час в день — это лучший вариант для данного возраста. Что касается контента, это могут сказки, какие-то интеллектуальные передачи. Но, пожалуйста, следите за тем, что смотрит ребенок, чтобы потом не удивляться странным вопросам, которые он может вам задать.
Нюанс 4. Школа vs досуг
В возрасте с 7 до 11 лет у ребенка появляется учеба, где без гаджетов никуда, ведь они уже давно стали частью образовательной системы. Родителям стоит выбрать, на что их чадо будет тратить экранное время: досуг или школа. Но можно объединить эти два фактора, совместив нужное с полезным. Например, в Интернете открылось очень много интересных образовательных платформ, которые направлены на помощь в обучении школьника. Например, Яндекс.Школа, Яндекс.Учебник, Я.Учитель, Медиатека «Просвещения», Олимпиум, Мои Достижения.ру, Фоксфорд, Duolingo, Coursera.
Эти приложения помогут вашему ребенку успешно справляться с заданиями, повышать свои знания и быть постоянно в непрерывном развитии.
Нюанс 5.Обратите внимание на соцсети
Возраст с 11 до 14 лет — самый уязвимый период. Особое внимание уделяйте правилам общения в социальных сетях. Это тот возраст, в котором детей очень часто вовлекают во всякие опасные виртуальные взаимодействия. Также важно обучать его правилам поведения в мире гаджетов. Можно повесить распечатку четких указаний над рабочим местом. Время доступа в Интернет лучше регулировать с помощью специальных программ родительского контроля.
Альтернативой сидения в телефонах могут стать занятия спортом или посещение образовательных центров.
Нюанс 6. Быть примером для детей
Рекомендовано не более 3 часов экранного времени в 14 лет и старше. Но соблюдать это время он будет только в том случае, если взрослые сами не «залипают» в телефоне и соблюдают определенные правила. Например, вечером в 22.00 все члены семьи ставят гаджеты на зарядку, не используют их за столом, в гостях и во время занятий в школе.
А также устраивайте детокс от гаджетов, выезжайте на природу, катайтесь на велосипедах, ходите в развлекательные центры, так как мы сами создаем свою жизнь.
Нюанс 7. Не забирайте телефон, а услышьте малыша
Если же в семье нет такого момента, но вы все же обеспокоены тем, что ребенок сидит много в гаджетах, можно обсудить с ним этот вопрос. Главное, не давить, а попробовать найти компромиссы и объяснить, что из-за долгого просиживания в телефоне у него могут появиться проблемы в школе.
Если не получается, он не идет на контакт, то ни в коем случае нельзя забирать гаджет. Родитель в этом случае покажет лишь свое бессилие и то, что не может справиться с этой ситуацией. Нужно узнать, поинтересоваться, что смотрит ребенок, и при доверительных отношениях посоветовать контент, который, например, смотрите вы.
Также можно поиграть в интересные интеллектуальные игры или совместно изучить что-то новое. Например, вы можете поиграть в Machinarium Демо, где четко описывается разница между добром и злом, есть благая цель, или же в приложение Toca Hair Salon, где можно почувствовать себя стилистом. А помните ли вы головоломку Cut the rope? Кажется, что у этой игры нет возраста, из-за того, что в ней много различных уровней, в которых можно хорошенько размять мозг.
Итак, всегда можно найти решение и компромисс, но важно помнить, что, выделяя время на общение с подростком, нужно отложить все дела (не мыть посуду, не готовить ужин, не сидеть самому в телефоне) и быть только с ним.
Гаджеты могут приносить пользу, главное — использовать их с толком, и тогда этот инструмент будет не заменять общение в семье, не становиться камнем преткновения, а, наоборот, только дополнять и укреплять ваши взаимоотношения.
Психолог, г. Краснодар