Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой.
Мои отношения с соседями по лестничной клетке строятся на сухих приветствиях и молчаливых минутах в лифте. Мы знаем друг друга много лет, но предпочитаем не обсуждать наши отношения и не выводить их на новый уровень. Как-то молчание в лифте показалось более тягостным, чем обычно, и день такой был: на улице ясное солнце, весна. Спрашиваю: «Как у вас дела?» Последовал краткий ответ: «Нормально» и испуганный, неодобрительный взгляд.
С какой стати соседке, с которой толком не разговаривают, воодушевленно реагировать на проявление моего хорошего настроения? То, что кажется желанием поделиться задором, может быть истолковано человеком, как неуважение и неуместное вторжение в личную жизнь.
Люблю болтать с таксистами: о дороге, нововведениях в ПДД. Может, у водителя есть история, которая окажется интересной – это хорошо, но не всегда оппоненты рады беседам.
Сажусь в машину. Холод, -36 на улице. Хочется разрядить атмосферу, рассказать о наших с ним совместных планах на ближайшие полчаса.
- Доброе утро! Мы заедем за моей коллегой – она живет в соседнем доме, а потом отправимся на работу по конечному адресу.
-Давайте без этих подробностей – они меня не интересуют.
Поездка не удалась: водитель гнал не по делу, ворчал, но это неважно. С какой стати ему поддерживать беседу и слушать рассуждения про чужих коллег: он на работе, в конце концов.
Джереми Кларксон после поездки в Россию написал: «…какое-то время спустя я начал понимать, что невежливость экономит уйму времени и ничего вам не стоит. Когда кто-то тратит ваше вечернее время на всякую пустоголовую ерунду, просто скажите, что они не правы и уйдите. В лавке мясника не утруждайте себя небольшой беседой. Просто скажите «две котлеты» и ждите, пока вам скажут стоимость».
Зачем таксисту тратить душевные силы и время на вежливость, которая не так уж и необходима: мы больше никогда не встретимся. Все, что ему нужно – это адрес, оплата и Григорий Лепс в динамике. Болтовня – это приятный фон для его рабочего дня. Дополнительный, но не обязательный.
Наш день состоит из эпизодов общения. Мы неизбежно сталкиваемся с разными людьми в магазинах, общественном транспорте, на остановках, в лифте.
Полное отсутствие вежливости в диалогах экономит драгоценные минуты.
В кафе:
- Латте без сахара.
- 120 рублей.
На беседу ушло ничтожное количество секунд. Пока бариста готовит напиток, можно изучить меню, посмотреть обновления в социальных сетях, подумать о предстоящем совещании, прокрутить в голове одну из песен Григория Лепса.
Этот же диалог с примесью вежливости станет невыносимо долгим:
- Добрый день, я бы хотела заказать латте без сахара.
- Добрый день, а как же корица?
- Благодарю вас, но сегодня без корицы. О, у вас появились новые десерты! Какой вы порекомендуете?
- Как мило, что вы заметили – брауни очень хорош!
- Пожалуй, все же воздержусь, но выглядит аппетитно.
- Спасибо вам. Вот ваш латте. С вас 120 рублей. Хорошего дня, приходите снова.
- Спасибо и вам хорошего дня.
Очень много времени. Никаких соц. сетей, изучения меню и веселых песен. Второй диалог может показаться излишне вежливым и пустым. Не всегда люди считают учтивость и разъяснения необходимыми.
В России чрезмерное дружелюбие, слова «благодарю сердечно, вечно ваш, не соблаговолите ли вы» могут вызвать отторжение. Недавно в сети появились выдержки из работ доктора филологических наук, профессора И. А. Стернина, который замечает, что «в русской коммуникативной культуре не принято улыбаться для поднятия настроения собеседника». «Бытовая неулыбчивость русского человека поддерживается русским фольклором». С детства мы слышим: «Смех без причины – признак дурачины».
В России считается, что улыбка - искреннее явление. Если она застывает навеки - это вызывает подозрение. То же с вежливостью: чрезмерная вежливость может быть воспринята, как лесть или издевательство. Может, человек в принципе не приучен ко всем этим «здавствуйте» и «не затруднит ли?» - такое бывает.
Улыбки, пожелания хорошего дня, бодрые приветствия незнакомцев – это детали, которые делают жизнь приятнее. Могу пережить день без задушевной беседы с таксистом, но короткое «доброе утро» или фраза «какой же сегодня мороз» добавит немного приятных нот. Вместо негативных воспоминаний типа: «Какой мерзкий тип меня вез».
Возможно, имеет смысл ввести необходимый минимум вежливости в повседневном общении? Пусть она будет не приторной, пустой или чрезмерной, а нормальной - адаптированной для нашего менталитета. Тогда дружелюбные граждане, которые боятся показаться странными, перестанут мучиться вопросом: «Зачем нужна вежливость?»
Фото: baskino.com, pinterest.com, intelbar.net, keepcalm-o-matic.co.uk
-
АннаЯна, как ты права! Мой друг англичанин несколько раз говорил, что я не очень-то вежлива (и я поражалась, потому что я ОЧЕНЬ вежлива). Стала выяснять, что ему кажется невежливым, оказалось, это манера говорить "Нет" вместо "Нет, спасибо" и очень короткие, деловым тоном диалоги с продавцами и обслуживающим персоналом. Я-то по привычке берегла слова и улыбки для своего собеседника, а он думал, что же это за девушка, которая не взглянет на официантку, делая заказ - не иначе сноб и грубиянка)))03.02.2014 / 10:25
-
АннаЯ исправилась, хоть не без труда) И надеюсь, окружающим со мной приятнее. По крайней мере, на необязательные короткие диалоги люди так удивленно и обрадованно реагируют иногда - и мне, и им приятно.03.02.2014 / 10:27
-
Yana Skomorokhova=)))) странное это дело - вежливость=)) что нам кажется обычным, англичанину странным=)) я еще подумала, что у нас же холода! вот, если ты начнешь в ларьке на остановке говорить: будьте так добры, подскажите, какой ассортимент соков у вас имеется, милая леди? милая леди закроет окно, проклянет тебя и будет права - холодно же! говори, что надо и гуляй=)03.02.2014 / 17:26