Думаете у Rolls-Royce есть конкуренты? В Гудвуде точно так не думают. Точнее так: в мире автомобилей конкурентов нет, есть только в мире вещей: на что потратится целевой клиент марки в этом году: частный джет, произведение искусства или новый Rolls-Royce?
От того и попасть на производство может либо клиент, либо член узкого пула журналистов, пройдя согласование в штаб-квартире марки.
Перед выходом из отеля меня ждёт новый Phantom. Погрузившись на задний ряд, пассажир с помощью электропривода может закрыть за собой массивную дверь, если за него это не сделал метрдотель или личный водитель. Остальной мир остаётся где-то за бортом, за толстым двойным акустическим остеклением. Внутри кожа высококачественной выделки, натуральное дерево и симбиоз классики и высоких технологий: экран развлекательной системы скрыт в спинках сидений, но стоит нажать кнопку - столик из ценных пород дерева отъезжает на сервоприводе.
Управление замкнуто на шайбу - контроллер, спрятанную в центральном подлокотнике: никаких новомодных тач-панелей, только нестареющая классика.
Дорога до завода из центра Лондона занимает около часа. Завод расположен в Западом Суссексе. Заложен он был в 2000 году после перехода марки под крыло BMW. До этого времени автомобили выпускались на заводе Bentley в Крю. Но после покупки Bentley концерном VAG к ним перешёл и завод. Примечательно, что первоначально VAG обладал правами на фирменную решетку радиатора Rolls-Royce,а также знаменитую фигурку - Дух Экстаза.
Строительство нового завода обошлось концерну BMW в 65 миллионов фунтов стерлингов. Проект здания разработал известный британский дизайнер Сэр Николас Гримшоу, а первый автомобиль сошел с конвейера предприятия 1 января 2003 года.
Местные власти этих земель первоначально не очень были воодушевлены перспективой появления сборочного предприятия меж зелёных акров, называемых Зоной Выдающейся Природной Красоты, потому была срыта верхушка холма, а крыша завода засеяна травой. И от того с высоты птичьего полёта он не виден.
Завод скорее похож на мануфактуру, чем на производственную площадку: доля ручного труда все так же высока, как и 80 лет назад.
Первое, что поражает, когда оказываешься в сборочном цеху - это тишина и чистота. Даже охлаждение воздуха происходит не за счёт традиционного кондиционирования, а с помощью прогоначерез воду озера пососедству с фасадом здания.
Здесь не варят кузова. Полностью свареные они приезжают в Гудвуд из южной Германии, с производственной площадки материнской компании. Там же происходит сборка двигателей и трансмиссии.
На заводе в Гудвуде есть всего два робота, наносящие краску на кузов. Покраска является занимает целую неделю – автомобиль покрывается 12 слоями краски и лака. После каждого этапа заново шлифуются поверхности до идеального блеска.
Палитра Rolls-Royce насчитывает более 44 000 различных оттенков. Но даже если клиент не найдёт подходящий, специалисты компании помогут создать собственный, уникальный, индивидуальный. Будь то оттенок любимого цветка, первого автомобиля, маникюра жены или любимой пары обуви: желание клиента - закон.
Никаких ограничений нет и при постройке интерьера: кожа различных сортов и оттенков, различные породы дерева, виды металла или углеволокна. Если не найдётся подходящий - можно предложить свой вариант: один из клиентов пожелал отделку деревом из своего сада - заказ, конечно, был выполнен.
Отдельной позицией в произвоственном цикле является знаменитое «звездное небо». Все нити оптоволокна вшиваются вручную в панель потолка. И, конечно, расположение «звёзд» может быть сконфигурировано по заказу клиента.
Всего на предприятии выпускают до 20 машин в месяц. Сейчас основной моделью ожидаемо является кроссовер Cullinan - портфель заказов полон вплоть до конца 2019 года. В планах компании есть расширение площадки, однако они стеснены условиями ландшафта.
Компания не гонится за увеличением продаж или преданию автомобилям массовости - Rolls-Royce товар штучный, эксклюзивный, но не скрывают, что портрет их клиента меняется. Если ранее владельцами становились люди обеспеченные, старше 60 лет, то теперь их клиент заметно омолодился. Кроме того на порядок больше стало покупателей - женщин.
Не редки случаи, когда клиент приезжает на завод самостоятельно, чтобы забрать свой автомобиль. Специально для них есть отельная комната, куда не допускают никого, кроме собственника, где он остаётся один на один со своей новой машиной. Он даже может взять ее на тест-драйв на несколько дней, а потом ее отправят клиенту по месту жительства.
Быть частью Rolls-Royce - это все равно, что прикоснуться к истории и вершить ее своими руками, создавая очередной уникальный продукт.
И даже заводская столовая Rolls-Royce имеет одну мишленовскую звезду.
Редакция благодарит компанию Rolls-Royce за возможность прикоснуться к миру роскоши.